Основания для поощрения сотрудника

Специалисту отдела кадров поручено разработать систему стимулирования персонала организации. Среди прочего нужно определить основания для поощрения работников. Рассмотрим, какие действия сотрудников можно вознаградить и в каком документе это нужно отразить.

Способы поощрения сотрудников

Сотрудника, ответственно и добросовестно относящегося к своей работе, имеет смысл поощрить. Это будет стимулом для самого работника — не останавливаться на достигнутом — и сигналом для остальных членов коллектива о том, что старание и ответственность поощряется руководством.

В числе возможных способов поощрения ТК РФ называет (ст. 191 ТК РФ):

  • благодарность;
  • премию;
  • ценный подарок;
  • почетную грамоту;
  • представление к званию лучшего по профессии;
  • представление к государственной награде (за особые заслуги перед обществом и государством).

Этот список не исчерпывающий, и вы можете утвердить собственные виды поощрений. Подробнее про способы стимулирования работников можно узнать из этой статьи.

Поощрять сотрудника работодатель не обязан — это его право. Соответственно, требовать премию или иное вознаграждение работник не может.

За что еще можно поощрить

Кроме добросовестного труда работодатель может поощрить сотрудников за:

  • выполнение и перевыполнение установленного плана;
  • успешную реализацию проекта;
  • рационализаторское предложение, направленное на оптимизацию производственного процесса;
  • активную передачу опыта новым работникам предприятия;
  • положительный исход сложного судебного процесса;
  • привлечение к сотрудничеству новых клиентов и партнеров компании;
  • активное участие в жизни коллектива, выполнение общественных задач;
  • рачительное отношение к имуществу организации;
  • отсутствие вредных привычек и здоровый образ жизни.
  • участие в различных мероприятиях: конференциях, семинарах, тренингах;
  • призовые места в корпоративных спортивных мероприятиях: соревнованиях, турнирах, квестах.

Допускаются и поощрения к различным датам:

  • дню рождения сотрудника или его детей;
  • юбилею компании или отдельного подразделения;
  • к различным праздникам: Новому году, 8 марту, 23 февраля и т. д.

Список оснований может быть расширен и доработан исходя из особенностей и специфики работы вашей организации. Перечень оснований поощрения сотрудников нужно указать в локальном нормативном акте (ЛНА). Пример такого документа — Положение о мотивации персонала.

Отдельное положение можно и не утверждать — тогда основания поощрения прописываются в уставе, коллективном договоре или правилах внутреннего трудового распорядка.

Подводим итоги

  • За добросовестное и ответственное отношение к работе работодатель может поощрить работника. Допускаются и иные причины для мотивации персонала.
  • Основания для поощрения сотрудников нужно прописать в ЛНА: положении о мотивации персонала, уставе, коллективном договоре или правилах внутреннего трудового распорядка.
  • Закон не обязывает работодателя поощрять своих сотрудников, делает это он по своему усмотрению.
Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями: