Цветы на представительские расходы: можно ли

Разрешается ли включить в представительские расходы цветы, купленные для представителей контрагентов и украшения места проведения мероприятия? На эти и другие вопросы дадим ответы в статье.

Налоговая против

Очевидно, что в ряде случаев уместно проявить внимание к представительницам компаний – партнеров и украсить помещение, где будет проводиться деловая встреча. Однако контролирующие органы категорически против того, чтобы списывать такие затраты на представительские расходы. Можно ли цветы учесть при расчете налога на прибыль? По мнению чиновников, нет. Причем ссылаются они на Налоговый кодекс РФ.

Все затраты, включаемые в состав расходов по налогу на прибыль, должны соответствовать трем основным критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ. Расходы должны быть:

  • экономически целесообразными;
  • документально подтвержденными;
  • направлены на получение дохода.

Свою позицию контролеры объясняют тем, что в перечне представительских расходов, которые разрешено учитывать в составе расходов по налогу на прибыль, нет затрат на приобретение цветов для деловых партнеров и оформление и декор помещения, где проводятся переговоры (подп. 22 п. 1, п. 2 ст. 264 НК РФ).

Ознакомиться с аргументами чиновников можно, прочитав письма Минфина от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176, УФНС по г. Москве от 22.11.2004 № 26-08/4777. Некоторые суды приходят к тем же выводам (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.03.2006 № А29-1822/2005а). По мнению арбитров, покупка цветов не обусловлена обычаями делового оборота, поэтому и учесть цветы в представительских расходах нельзя.

Другое мнение

Однако позиция чиновников не единственная. По альтернативному мнению, компания при расчете налога на прибыль может учитывать затраты, направленные на получение доходов. Главное, чтобы они были экономически обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

На практике бывает, что включить представительские расходы в расчет налоговой базы по налогу на прибыль в полном размере может не получиться. Связано это с тем, что такие расходы нормируются. Максимальный размер представительских расходов – 4% от затрат компании на оплату труда работников.

Очевидно, что покупка цветов для представителей контрагентов (поставщиков и покупателей), особенно женщин и украшение зала, где проводится мероприятие, направлены на улучшение имиджа фирмы и способствуют установлению контактов с партнерами. Значит, такие затраты по своей сути являются экономически обоснованными и подлежат включению в состав расходов по налогу на прибыль. Правильность таких выводов подтверждают многочисленные суды (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.05.2006 № Ф04-2610/2006 (22165-А46-40), Северо-Западного округа от 03.11.2005 № А56-9369/2005).

Более того, по мнению ФАС Московского округа, перечень представительских расходов является открытым, поэтому расходы на покупку букетов и составление цветочных композиций в целях украшения помещения можно без проблем включить в расходы. Главное, чтобы был соблюден норматив по представительским расходам – 4% от затрат на оплату труда персонала за отчетный (налоговый) период.

 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями: