Если в крупной организации существует целый бухгалтерский отдел, то для каждого сотрудника предусматривается отдельная должностная инструкция в соответствии с его кругом обязанностей. Одним из организационно-распорядительных документов является должностная инструкция бухгалтера по материалам.
Основные разделы
Начнем с того, что инструкция определяет обязанности и полномочия сотрудника, отвечающего за учет поступающих на предприятие материалов. Она составляется с учетом профессионального стандарта и требований законодательства.
В Трудовом кодексе не предусмотрены отдельные положения, закрепляющие необходимость составления должностной инструкции в организации, однако ее составление выгодно всем участникам трудового процесса.
Этот документ определяет круг обязанностей работника и избавляет его от чужих задач, в результате повышается качество работы. Также он дает руководителю возможность контролировать процесс и обеспечивает качество работы сотрудника.
При приеме на должность работника необходимо под роспись ознакомиться с должностной инструкцией. Если он по каким-либо причинам отказывается это сделать, составляется специальный акт. Важно понимать, что отказ от ознакомления не освобождает сотрудника от необходимости выполнять свои обязанности и соблюдать правила, принятые в организации.
В должностной инструкции должны присутствовать следующие разделы:
Разделы инструкции | Описание |
Общие положения. | В данном разделе прописываются требования к квалификации специалиста, правила его приема на работу и увольнения, указывается подчиненность в иерархии предприятия. Необходимо прописать название должности сотрудника и указать структурное подразделение в организации. |
Функционал. | Должностные обязанности, необходимо прописать выполняемые функции и задачи бухгалтера по материалам в организации. |
Права работника. | Он получает право доступа к информации по сфере своей деятельности, может запрашивать необходимые документы у представителей других подразделений, повышать квалификацию и не только. |
Ответственность. | Любой сотрудник бухгалтерской службы н предприятии является материально ответственным лицом, и это должно быть зафиксировано в его должностной инструкции. Также за невыполнение правил и требований он может нести дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. |
В инструкции могут быть и другие пункты, связанные со спецификой работы предприятия. Единая форма законодательством не предусмотрена. Каждая организация самостоятельно разрабатывает такой документ.
Обязанности бухгалтера
Бухгалтер по материалам на предприятии обычно выполняет следующий перечень обязанностей:
- ведение бухучета всех материалов, которые принадлежат организации;
- расчет себестоимости материалов, принимаемых на учет;
- прием и обработка поступающей в отдел первичной документации;
- подготовка отчетности по работе с материалами;
- внесение всех операций с материалами в организации на счета бухгалтерского учета;
- работа с другими службами, оформление дебиторской и кредиторской задолженности при взаимодействии с контрагентами;
- проведение инвентаризации материалов, обеспечение их сохранности;
- хранение документации, обеспечение условий для ее сохранности.
Это только базовый список обязанностей, которые выполняет бухгалтер по материалам. Он может быть расширен в соответствии со спецификой деятельности, сокращен или дополнен. Инструкция определяет круг обязанностей, которые предстоит выполнять сотруднику, поэтому он должен быть ознакомлен с ними в момент трудоустройства. Копия инструкции передается работнику.
Для наших читателей мы подготовили должностную инструкцию бухгалтера по материалам: образец 2018.