Положение о дистанционной работе — документ, который с недавнего времени приобрел особую актуальность в связи с массовым переводом сотрудников на удаленку из-за коронавируса. Кроме того, с 01.01.2021 вступила в силу обновленная гл. 49.1 ТК РФ, в которой предусмотрены новые формы удаленки и скорректирован порядок их применения. Как разработать положение о дистанционной работе? Существуют ли нормативные требования к его форме и составу? Ответы — в этом материале. Здесь же вы сможете скачать готовый образец этого документа.
Положение о дистанционной работе 2022
Работодателям, привлекающим сотрудников к работе в режиме постоянной или временной удаленной работы, требуется урегулировать множество вопросов: технологии взаимодействия работников с работодателем в процессе удаленной работы, порядке обмена документами, применения электронной подписи, другие необходимые нюансы.
Вносить все особенности дистанционной работы в текст трудового договора или дополнительного соглашения с каждым работником трудоемко и неудобно. Положение о дистанционной работе решает эти проблемы.
Если же в компании до 2021 года уже существовало такое положение, его необходимо пересмотреть с учетом нововведений, внесенных в гл. 49.1 ТК РФ Федеральным законом от 08.12.2020 № 407-ФЗ.
Поможет разобраться с новшествами удаленки и пересмотром локальных актов компании статья «Удаленная работа в 2021 году — что исправить, дополнить в локальных документах компании».
Как разработать положение о дистанционной работе
В каком порядке работодатель будет составлять положение о дистанционной работе, решает он сам. Структуру и форму этого документа он тоже определяет самостоятельно. Закон эти вопросы не регулирует и особых правил не устанавливает. Однако содержание такого документа не должно противоречить трудовому законодательству и включать обязательные требования, предусмотренные новой редакцией гл. 49.1 ТК РФ.
Обычно для разработки положений в компании:
- работодатель издает приказ, на основании которого формируется группа из компетентных специалистов и назначается ответственное лицо;
- проводится процедура согласования проекта документа с заинтересованными должностными лицами, руководителями подразделений компании, в которых предусмотрена дистанционная (удаленная) работа, профсоюзным органом (при его наличии);
- руководитель утверждает положение;
- всех дистанционных работников знакомят с ним под роспись: это можно сделать в письменной форме, путем обмена электронными документами или иным способом, предусмотренным трудовым договором или иным локальным актом компании (абз. 10 ч. 2 ст. 22, ч. 5 ст. 312.3 ТК РФ).
Обновленная гл. 49.1 ТК РФ предусматривает:
- отраженные в документе нормы не должны ухудшать положение дистанционных работников по сравнению с другими категориями сотрудников (ч. 4 ст. 8 ТК РФ);
- положение о дистанционной работе вступает в силу со дня его принятия либо со дня, оговоренного в самом документе (ч. 7 ст. 12 ТК РФ).
Полезная информация от КонсультантПлюс
С образцами положений разной тематики вы можете ознакомиться в справочно-правовой системе :
– Положение об оплате труда работников организации;
– Положение о защите персональных данных работников;
– Положение о коммерческой тайне.
Что включить в положение о дистанционной работе
В положение включите детальную информацию в объеме, который считаете нужным в силу специфики дистанционной работы ваших сотрудников. Распределите ее по разделам и подразделам на свое усмотрение, но не забудьте учесть обязательные нормы гл. 49.1 ТК РФ.
А теперь — несколько подсказок, что обязательно включить в положение о дистанционной работе.
Вводный раздел
В нем опишите цель разработки положения (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ) и раскройте основные термины и определения (ст. 312.1 ТК РФ).
Раздел «Организация работы дистанционных работников»
В этом разделе распишите порядок обеспечения дистанционщиков необходимым оборудованием и программно-техническими средствами, порядок ознакомления с требованиями охраны труда при работе с ними и выплаты компенсации за использование собственного/арендованного имущества, режим работы сотрудника и другие аналогичные вопросы (ст. 312.4, 312.6, 312.7, 312.9 ТК РФ).
Раздел «Порядок взаимодействия с работодателем»
Здесь должны найти отражение особенности взаимодействия работодателя с дистанционными работниками с указанием способов обмена документами и информацией, порядок применения усиленной квалифицированной электронной и других видов электронной подписи при обмене электронными документами, порядок представления работодателю отчетов и т. д. (ст. 312.2, 312.3 ТК РФ).
Раздел «Расторжение трудового договора с дистанционным работником»
В этом разделе пропишите особенности увольнения сотрудников, работающих удаленно. В частности, укажите максимальный срок (не более двух дней подряд), в течение которого сотрудник без уважительной причины может не взаимодействовать с работодателем по вопросам, связанным с выполнением трудовых функций (ч. 1 ст. 312.8 ТК РФ).
Заключительный раздел
Здесь обычно указывается порядок вступления в силу положения и внесения в него изменений, а также указание на ответственное лицо, контролирующее соблюдение его условий.
Положение об экстренной удаленке
Работодателям позволено в исключительных случаях переводить сотрудников на временную удаленную работу без их согласия — при пожарах или эпидемиях, а также в случае принятием властями соответствующего решения.
К такому переводу предъявляются особые требования и для случаев временной экстренной удаленки оформление локального нормативного акта обязательно (ст. 312.9 ТК РФ).
Можно также оформить отдельное положение по переводу сотрудников на временную экстренную удаленную работу, которое согласовывается с профсоюзным органом и должно включать набор обязательных сведений:
- указание на обстоятельство, послужившее основанием для временного перевода работников на дистанционную работу (одно из перечисленных в ч. 1 ст. 312.9 ТК РФ);
- список работников, переводимых на дистанционную работу (перечень должностей);
- срок временного перевода — он не может превышать периода, в течение которого сохраняется обстоятельство, ставшее основанием для принятия решения о переводе;
- порядок работы сотрудников на удаленке — особенности обеспечения их необходимыми средствами для работы или выплаты компенсации за собственные/арендованные средства, режим рабочего времени, взаимодействие с работодателем, порядок и сроки представления работниками отчетов о выполненной работе;
- иные важные нюансы.
Подводим итоги
- Состав и структуру положения о дистанционной работе определяет сам работодатель. В законодательстве специальные требования по этим вопросам не установлены.
- При разработке положения следует учесть нормы обновленной гл. 49.1 ТК РФ, вступившей в действие с 01.01.2021.
- В положении должны найти отражение такие вопросы, как порядок обеспечения дистанционного работника необходимыми средствами труда, особенности применения электронной подписи в процессе электронного документооборота, описание технологии взаимодействия работников с работодателем в процессе удаленной работы, и другие необходимые нюансы.
- С положением о дистанционной работе нужно ознакомить всех дистанционных работников под роспись.