Site icon Блог Кадровика

Какие есть законные методы оптимизации налогов

Accounting businessmen are calculating income-expenditure and analyzing real estate investment data, She works on a desk has graphs and calculators with laptop, Financial and tax systems concept.

Любая компания заинтересована в легальном уменьшении налоговой базы, и для этого есть много законных способов. В этой статье расскажем о том, в какие места налогового учета «заглянуть» и что сделать, чтобы безопасно сэкономить.

Переносим доходные и расходные операции на следующий период

По методу начисления доходы фиксируются в том периоде, в котором прошла отгрузка товара: при этом дата смотрится по документам, подписанным с контрагентом. Если вы сможете договориться с ним, чтобы подписать документы, к примеру, не 30 июля, а 1 августа, то налог на прибыль по этим суммам исчислится не за 2-й квартал, а за 3-й, и тогда оплатить его можно будет позже, несмотря на то, что «расстояние» между указанными датами составляет всего пару дней. При этом деньги от контрагента, скорее всего, поступят вам гораздо раньше крайнего срока перечисления налога в бюджет, а налог вы заплатите позднее.

Контрагенту такой «маневр» тоже может быть выгоден. Особенно, если он выходит на убыточную декларацию.

Если же убыток образуется именно у вас, попробуйте с контрагентом договориться о более позднем отражении расходов, уменьшающих налоговую базу. Это нужно вот зачем:

Подобные «манипуляции» по расходам можно использовать для единичных крупных сделок, которые влияют на итоговые показатели, а вот «мелочь» ни на что не повлияет. Важный момент: нельзя перенести постоянные расходы, перечисленные в подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ (например, расходы на аренду помещений) — они признаются совершенными на последнее число месяца.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.

Оптимизируем способы амортизации

Выбор выгодного способа начисления амортизация основных средств в налоговом учете — еще одно основание для уменьшения «прибыльной» базы предприятия. Ускорить ее законными способами, увеличив расходы, можно с помощью:

Нелинейный метод амортизации

Он, конечно, сложнее привычного всем линейного метода, но дает реальную возможность снизить налог на прибыль. Однако должны выполняться условия:

Если имущество куплено в лизинг и его СПИ больше 5 лет, примените коэффициент ускоренной амортизации 3. Для иного имущества используйте амортизационную премию.

По ОС, купленному в лизинг, суммы лизинговых платежей нельзя включать в расходы, если они меньше начисленной амортизации по соответствующему основному средству (Письмо Минфина от 13.07.2020 № 03-03-07/61162).

Амортизационная премия

Если вы приобретаете или создаете основные средства, то можете признать часть затрат единовременно. Размер амортизационной премии — 10% или 30% от первоначальной стоимости ОС (п. 9 ст. 258 НК РФ). Причем ею можно пользоваться, даже если ее применял предыдущий собственник (Письмо Минфина от 15.08.2016 № 03-03-06/1/47688).

Чтобы использовать этот способ экономии, зафиксируйте в учетной политике условия применения амортизационной премии, в частности критерии и стоимость активов, к которым вы ее будете применять. Если же в УП написано, что ваша фирма не применяет такую премию, сэкономить не получится.

НК РФ предусматривает ряд ограничения по продаже ОС, к которым была применена амортизационная премия. Цель этих ограничений — исключить злоупотребления между взаимозависимыми лицами в течение 5 лет. Если продажа все-таки состоится, то продавцу придется восстановить премию в доходах и уплатить 20% налога. Зато если вы просто передадите актив в УК другой организации, премию восстанавливать не нужно.

Мы не рекомендуем применять премию тем, кто собирается в ближайшее время продать имущество. Применение данного способа оптимально в длительной перспективе.

Повышающие коэффициенты

С помощью этих коэффициентов возможно ускорить амортизацию в налоговом учете в 2-3 раза (ст. 258 НК РФ). Сразу скажем, что список объектов, попадающих под эту льготу не очень большой, однако некоторые из них есть у многих фирм — в частности, предметы лизинга.

Чтобы избежать споров с контролерами, применение права на ускоренную амортизацию зафиксируйте в учетной политике и подтвердите документами. Кроме того, в УП следует отразить список ОС, по которым будут применяться повышающие коэффициенты.

По сомнительной дебиторке — формируем резерв

В НК РФ закреплено понятие резерва по сомнительным долгам в налоговом учете — особой суммы, на которую можно уменьшать налоговую базу в случаях, когда велика вероятность, что имеющаяся дебиторка не будет погашена. Долг включается в резерв (п. 4 ст. 266 НК РФ):

А если он появился менее, чем за 45 дней, его включить в резерв нельзя.

При этом резерв не может превышать:

Чтобы у ФНС не было вопросов по применению резерва в целях оптимизации налогов, желательно иметь в налоговой учетной политике пункт о формировании резерва по сомнительным долгам (хотя, строго говоря, право на создание резерва необязательно прописывать в этом документе).

При этом вы практически ничем не рискуете, если ваши сегодняшние должники-контрагенты ранее не допускали более чем 45-дневную просрочку: ведь тогда и надобности создавать резерв по ним ранее не было. Если же в вашей налоговой УП прописан отказ от создания «сомнительного» резерва, этот способ экономии вам не подойдет.

Ну а если никаких преград для резерва нет, вы сможете списать дебиторку равномерно и сэкономить, увеличив расходы.

Списываем безнадежную дебиторку

С помощью этого способа можно избавиться от безнадежных долгов и заодно уменьшить базу по налогу на прибыль. Надо только точно знать, что они безнадежные. Один из критериев признания «безнадежности» — исключение компании-должника из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. С помощью бесплатных сервисов (таких как egrul.nalog.ru, gd.1cont.ru) можно ознакомиться с записями о дебиторе в этих госреестрах.

При исключении фирмы из ЕГРЮЛ долг можно списать, если оно произошло вследствие ликвидации предприятия. Если ликвидации нет, долг списывается только при истечении срока исковой давности по нему — 3 года с момента возникновения дебиторки.

Рекомендуем составить список должников и изучить их выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). При этом обратите внимание на основание исключения из реестров, указанное в выписке:

После того как вы убедитесь в ликвидации должника, составьте приказ, на основании которого можно будет списать безнадежную дебиторку.

Списываем расходы на СИЗ

Все расходы на закупку СИЗ при коронавирусе (маски, перчатки, дезинфицирующие средства), понесенные начиная с 1 января 2020 года, можно включать в расходы (Закон от 22.04.2020 № 121-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса…»). При этом объем таких расходов должен быть адекватным количеству работников и площади помещений на предприятии (Письмо ФНС от 13.08.2020 № СД-4-3/13046@).

Избавляемся от неликвидных товаров

Налоговую базу можно уменьшить и на стоимость неликвидных товаров — тех, которые нельзя продать по объективным причинам. Аналогично в расходы включаются похищенные или испорченные товары. Во всех подобных случаях определение сумм, подлежащих списанию, осуществляется по итогам инвентаризации.

В зависимости от причины отнесения товара к неликвидным выбирается основание для списания — здесь бухгалтеру важно не ошибиться:

Что касается похищенного имущества, его стоимость можно включить в расходы, если было подано заявление в полицию, а виновый не найден (понадобится подтверждающий документ о прекращении уголовного дела по причине неустановления обвиняемого).

Подводим итоги

Exit mobile version