В июле 2017 года был принят федеральный закон №214, который регулирует проведение на территории России эксперимента. В нормативном акте говорится, что в регионах страны, где наблюдается наибольший приток туристов, будет введен курортный сбор с мая 2018. Это своеобразная плата гостей за использование объектов инфраструктуры, которая будет направляться на их восстановление и развитие. Сумма платежей, порядок их получения и иные детали определяются властями субъектов РФ. Должны ли платить курортный сбор пенсионеры? Найдем ответ на этот вопрос.
Основные положения 214-ФЗ
Согласно положениям нормативного акта, эксперимент на территории страны проводится до окончания 2022 года. Первые меры, направленные на взимание платы с отдыхающих, принимаются не ранее 01.05.18.
Действие эксперимента распространяется на субъекты, привлекающие наибольший поток туристов, например:
- Краснодарский и Ставропольский край;
- Крымский полуостров;
- Алтайский край.
Федеральное законодательство устанавливает общие «правила игры». Нормативные акты, регулирующий вопрос, должны были быть приняты в течение 2017 г. Детали взимания «городского налога», сроки начала эксперимента определяются региональными властями.
По задумке авторов закона, курортный сбор с 1 мая 2018 взимается с граждан за пользование инфраструктурой региона. Под ней понимается совокупность лечебных, оздоровительных, физкультурно-спортивных, социокультурных объектов, используемых гражданами во время пребывания на курорте.
Порядок введения и размер сбора
Согласно 214-ФЗ, курортный сбор вводится законом, принятым органами региональной власти. В нормативном акте должны содержаться ответы на следующие вопросы:
- размер ежедневного платежа;
- территория, на которой он действует;
- сроки его взимания;
- порядок контроля со стороны властей;
- сроки и правила размещения информации об объектах инфраструктуры, отремонтированных, модернизированных благодаря собранным средствам.
Взимание платы с отдыхающих – прямая обязанность операторов – компаний и ИП, которые оказывают гостиничный сервис, иные услуги, связанные с индивидуальным или коллективным размещением для временного проживания.
Важно! Физические лица, сдающие комнаты в наем в «высокий» сезон, не являются операторами и не имеют права взимать плату с прибывающих граждан.
Действующий закон о курортном сборе с 1 мая 2018 гласит, что максимальный размер платежа составит 100 руб. Обязанность по перечислению средств будет распространяться на туристов, отвечающих следующим условиям:
- возраст не менее 18-ти лет;
- пребывание на курорте продолжительностью не менее 24-х часов;
- гражданство РФ или иностранного государства.
От уплаты сбора освобождены отдельные категории граждан, в том числе:
- инвалиды 1 и 2 групп, их сопровождающие;
- лица, приехавшие в регион для участия в спортивных мероприятиях;
- граждане, имеющие недвижимость, постоянно проживающие или работающие на территории региона;
- малоимущие граждане;
- лица, прибывающие в регион специально для получения медицинской помощи;
- инвалиды ВОВ;
- кавалеры высших государственных наград и т.д.
В ФЗ-214 отдельно оговаривается, что в 2018 году максимальная суточная ставка устанавливается на уровне 50 руб. Власти региона могут принять решение об установлении разной дневной платы в зависимости от сезона, времени пребывания туриста, значения курорта для страны в целом и прочих объективных факторов. Закон не запрещает снизить сбор до нуля.
На практике это может проявиться в том, что, например, краснодарский курортный сбор с 1 мая 2018 на летний период будет равен 50 руб., на осенне-зимний – 0 руб. Возможна другая политика: власти будут брать с туриста максимум за первые пять дней пребывания, а далее поэтапно снижать ставку, в результате чего последние дни отдыха окажутся практически «бесплатными».
Как будет происходить взимание платы с туристов
Предполагается, что каждый регион, где будет производиться эксперимент, разработает и закрепит законодательно собственную систему взимания средств. В общем виде она будет выглядеть следующим образом:
- Гостиница или иная организация, размещающая отдыхающих, взимает с них плату по установленному тарифу. Она выполняет функции оператора, сама не исполняет обязанность по перечислению сбора.
- Деньги аккумулируются в кассе гостиницы, ее администратор составляет отчет и представляет средства и заполненную форму в уполномоченный орган. Как часто будет происходить передача – определяется местными властями.
- Уполномоченный орган ведет реестр операторов и контролирует их работу.
- На собранные с туристов деньги проводятся работы по совершенствованию туристической инфраструктуры, о которых власти субъекта отчитываются перед общественностью в прессе, на официальных сайтах и в других источниках информации.
Размер сбора, подлежащего оплате приехавшим туристом, будет определяться как ставка, действующая в регионе, помноженная на число дней пребывания у конкретного оператора. Задача последнего – произвести расчеты, принять средства от гражданина, а по факту совершения операции выдать ему чек.
«За» и «Против» федерального эксперимента
Информация о курортном сборе вызвала массу негативных эмоций среди пользователей социальных сетей, представителей СМИ и работников туристического сектора. К числу основных аргументов «Против» относится следующее:
- туристам будет сложно объяснить, за что с них берут деньги;
- качество услуг на российском юге и без того не соответствует завышенным ценам;
- введение дополнительной платы будет способствовать переориентации отечественных туристов на частный сектор или заграничные курорты;
- сборы «ударят по карману» бюджетных туристов.
К числу аргументов «За» можно отнести тот факт, что подобные «городские налоги» уже существуют и эффективно работают в ряде западных стран, например, в Италии, в некоторых городах США. Российская инфраструктура действительно нуждается в модернизации и совершенствовании, а при умелом использовании деньги, собранные с туристов, можно использовать для активного развития отечественных курортов.