Site icon Блог Кадровика

Квалифицированная электронная подпись в ИФНС с 1 июля 2022

С 01.07.2022 организации, ИП и нотариусы смогут получать квалифицированную электронную подпись (КЭП) в налоговой инспекции, причем совершенно бесплатно. Что нужно знать в связи с этим и кому этот способ может не подойти, расскажем далее.

Что поменялось в оформлении ЭП с июля 2022

С 2022 года от имени компании можно будет использовать только ту электронную подпись, которую выдали налоговики (Информация ФНС от 12.05.2022, Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ «О внесении изменений…», Информация ФНС от 28.06.2022). Владельцем сертификата ключа проверки укажут эту организацию, а также того, кто будет действовать от ее имени без доверенности (чаще всего, это генеральный директор).

Рядовые работники больше не смогут владеть сертификатом подписи организации: они станут подписывать служебные документы личными электронными подписями по доверенности, выданной этой организацией.

Требования к доверенности разработают и утвердят Правительство РФ и Минцифры. Граждане будут получать личные подписи в коммерческих удостоверяющих центрах.

Подробную информацию о получении электронной подписи ФНС разместила на специальной странице:

Кстати, новый порядок можно применять и раньше срока. Так, с июля 2022 налоговики начнут бесплатно оформлять ЭП для компаний. Одновременно до конца 2022 года будет действовать прежний порядок выдачи подписей организациям в коммерческих удостоверяющих центрах (только в прошедших аккредитацию в этом году).

Полученную электронную подпись можно использовать:

Документы, необходимые для получения электронной подписи в УЦ ФНС России

Для получения электронной подписи необходимо представить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • СНИЛС;
  • носитель ключевой информации (токен) для записи сертификата и ключа ЭП;
  • документацию на ключевой носитель информации — сертификат соответствия ФСТЭК или ФСБ России (Rutoken-S, Rutoken-Lite, JaCarta, E-Smart) – сертификат соответствия ФСТЭК России. Если применяется носителю со встроенным средством криптографической защиты информации (СКЗИ) (РуТокен ЭЦП, JaCarta ГОСТ, E-Smart ГОСТ) – формуляр на СКЗИ и сертификат соответствия ФСБ России. Допускается использовать скан-копию сертификатов соответствия с сайтов ФСТЭК или ФСБ России либо производителей носителей ключевой информации.

Для использования ЭП необходимо установить средства СКЗИ: КриптоПро CSP.

Кому не стоит спешить с переходом на новый порядок

Квалифицированные сертификаты, выдаваемые организации удостоверяющим центром (УЦ), действительны до конца 2022 года (если, конечно, аккредитация или срок действия сертификата не закончились ранее).

При этом крупным компаниям, у которых подходит срок переоформления подписи, лучше не торопиться переходить на новый порядок: ведь требования к доверенностям для работников еще не утверждены. Лучше заняться этим вопросом в конце года, когда сформируется необходимая нормативная база и появятся разъяснения.

Выбирая УЦ, обращайте внимание на дату аккредитации: с 01.07.2022 центры, не проходившие аккредитацию в этом году, не вправе выдавать сертификаты ключа проверки. Если же УЦ прошел аккредитацию в 2022 году, он сможет выдавать электронные подписи и после наступления июля.

Что касается небольших компаний, которым достаточно одной электронной подписи, то переоформить ее в ИФНС можно и сейчас. Так вы сэкономите на услугах УЦ. Налоговики выдают квалифицированные сертификаты сразу на 15 мес.

Полезная информация от КонсультантПлюс

Смотрите путеводитель «Что нужно знать об электронной подписи» (доступ бесплатный).

Подводим итоги

Exit mobile version