С 30 августа 2020 года вступил в силу новый единый порядок обмена электронными документами между налоговой службой и налогоплательщиками. Он состоит из двух частей — «Общие положения» и «Направление документа по телекоммуникационным каналам связи» (ТКС). Рассмотрим их содержание в нашей статье.
Общие положения
Новый единый порядок обмена электронными документами между налоговиками и налогоплательщиками утвержден Приказом ФНС от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448. В процессе передачи электронного документа по ТКС участвуют:
- налоговая служба (ФНС);
- операторы (посредники, через которых идет документооборот);
- плательщики налогов, сборов, страховых взносов.
ФНС и плательщики могут как отправлять, так и принимать документы, но при условии, что имеют усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Каждый из них должен минимум один раз в день проверять поступление документов. Передаются они в зашифрованном виде.
При электронном взаимодействии используются следующие документы:
- извещение о получении (формируется на каждый документ);
- подтверждение даты отправки;
- квитанция о приеме;
- уведомление об отказе в приеме;
- информационное сообщение о представительстве (если документ подписан доверенным лицом).
Днем отправки документа считается дата, зафиксированная в отдельном документе — Подтверждение даты отправки электронного документа. А днем получения будет дата принятия, указанная в Квитанции о приеме электронного документа. Участники должны обеспечить хранение всех принятых и отправленных документов, за исключением извещений о получении.
Полезная информация от КонсультантПлюс
Законодательство не содержит норм, определяющих обязанность применения налогоплательщиками исключительно форматов первичных учетных документов, которые установлены приказами ФНС России.
Если документ в электронной форме составлен не по формату, установленному ФНС России, такой документ в рамках проведения налоговых проверок представляется в налоговый орган на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа электронной подписью (Письмо ФНС России от 06.12.2019 N ЕД-4-15/25049). Читать далее…
Направление документа по ТКС
Процесс передачи электронного документа состоит из следующих этапов:
- Отправитель составил документ, подписал его с помощью УКЭП, зафиксировал дату отправки и послал оператору.
- Оператор принял документ и в течение часа пошлет отправителю извещение о получении, а получателю не позднее следующего рабочего дня подтверждение даты отправки.
- Отправитель, получивший подтверждение даты отправки, в ближайший час направит оператору извещение о получении.
- Оператор не позднее следующего рабочего дня после получения документа от отправителя отправит его вместе с подтверждением даты отправки получателю.
- Получатель, приняв 2 документа, в течение часа пошлет оператору два извещения о получении на каждый поступивший документ.
- Если не будет причин для отказа в приеме, получатель сформирует квитанцию о приеме документа, заверит ее с помощью УКЭП и пошлет оператору. Отправителю же допускается направить квитанцию о приеме в течение 6 рабочих дней со дня отправки документа отправителем. Если получатель отказывается принять документ, то сформирует уведомление об отказе, подпишет его электронной подписью и вышлет оператору для дальнейшей передачи отправителю.
Существует 3 причины, по которым получатель может отказаться принять документ:
- если он пришел по ошибке;
- не заверен усиленной подписью отправителя;
- оформлен не по утвержденной форме.
Оператор, получив уведомление об отказе, в течение часа направит получателю извещение о получении и не позднее следующего рабочего дня пошлет уведомление об отказе отправителю. Получивший уведомление отправитель в течение часа вышлет оператору извещение о получении документа, устранит указанные ошибки и снова отправит документ.
Однако же когда налоговая отправляет электронную корреспонденцию плательщику, например требование о представлении декларации или уведомление о вызове в налоговый орган, то на бумаге высылать такие документы она не обязана.
Подводим итоги
- С 30 августа 2020 года вступил в силу новый порядок обмена электронными документами между налогоплательщиками и налоговыми органами (Приказ ФНС от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448).
- Для наплогоплательщиков существенных изменений нет. Документы по-прежнему подписываюся УКЭП, а проверять их приход необходимо раз в сутки.