Охрана труда: разработка инструкций

Трудовое законодательство обязывает работодателей иметь комплект внутренних нормативных актов по охране труда в соответствии со спецификой деятельности (ст. 212 ТК РФ). Помимо прочего, к необходимым документам относят инструкции по охране труда. Важно, что разработка инструкций по охране труда – это обязанность руководства предприятия. Невыполнение данного требования может привести к тому, что компанию привлекут к административной ответственности.

Назначение инструкций

Сразу скажем, что необходимости составлять отдельный документ для каждой штатной единицы нет. Поэтому разработка инструкций об охране труда для работников осуществляется с их с привязкой:

  • к профессиям или однотипным должностям (например, инструкция по вопросам охраны труда для экономиста);
  • типам выполняемых работ (к примеру, инструкция по вопросам охраны труда при работе с электроинструментом);
  • всему штату в целом без разбивки на категории, профессии или области работы (например, инструкция по вопросам обеспечения пожарной безопасности).

Как утверждают инструкции

Действующее законодательство – а именно Методические рекомендации, утвержденные постановлением Министерства труда России от 17 декабря 2002 года № 80 – раскрывают, как в общих чертах должна происходить разработка инструкций по охране труда. Нормативный документ предлагает типовой вариант инструкции.

По замыслу чиновников, предприятие должно взять за основу рекомендованную Минтрудом структуру, дополнив ее с учетом специфики своей деятельности.

Составлением рассматриваемого документа для всех категорий наемных работников должны заниматься должностные лица, которым это поручено руководством организации. При этом разработка инструкций по охране труда на все профессии и виды работ в перечень основных функций специалиста в области безопасности трудовой деятельности не входит. Поэтому обычно в роли разработчиков инструкций выступают руководители структурных подразделений (начальники цехов, отделов, служб и т. д.), которые обладают сведениями об условиях труда в своих подразделениях. В то же время специалист по охране труда участвует в составлении инструкций, оказывая коллегам консультационную и методологическую помощь.

На этапе согласования содержания инструкций к этой работе подключаются:

  • сотрудники отдела по охране труда;
  • профсоюзные кадры.

После достижения компромиссного варианта в документ при необходимости вносят правки и затем оформляют чистовой вариант. Согласованный всеми заинтересованными лицами проект инструкции подают на утверждение работодателю.

Титульный лист должен содержать:

  • сведения о должностных лицах, которые утверждали документ;
  • название организации.

Инструкции разрешено составлять в одном или нескольких экземплярах. Каждый из утвержденных вариантов регистрируют в специальном журнале сотрудники отдела охраны труда. Если утверждено было 2 или 3 экземпляра одного документа, регистрации подлежит каждый из них.

При наличии нескольких экземпляров инструкций руководители структурных подразделений и отделов получают на руки по одному оригиналу документа. Если же утвержден только единственный экземпляр, то начальники цехов и отделов пользуются копиями этого оригинала.

На следующем этапе начинают ознакомление персонала с содержанием инструкций. Всех новых сотрудников нужно знакомить с их содержанием в ходе первичного инструктажа. О каждом проведенном инструктаже делают отметку в специальном журнале.

Также см. «Проведение первичного инструктажа по охране труда».

При переводе из отдела в отдел сотрудник тоже должен быть ознакомлен с инструкцией по охране труда для новой должности.

Если разработка и утверждение инструкций по охране труда завершены, а по прошествии некоторого времени в эти документы внесены изменения, сотрудников нужно ознакомить с новым содержанием инструкций.

Обновление материалов инструкций, проверку их актуальности проводят раз в 5 лет. Изменения до истечения пятилетнего срока с момента утверждения инструкции могут быть внесены, если:

  • обновились требования межотраслевых и отраслевых нормативов;
  • была изменена рекомендованная типовая инструкция;
  • сменились условия труда;
  • на предприятии начали использовать новое оборудование;
  • анализ показателей несчастных случаев на производственных объектах, аварийных ситуаций и динамика профзаболеваний свидетельствуют о неэффективности действующей редакции инструкции;
  • организация получила требование от государственного надзорного органа о внесении правок в инструкции.

Что должно быть в инструкции

Как правило, разработка инструкций по охране труда на предприятии предполагает систематизацию этого документа на следующую разделы:

  • общая часть – регулирует правила внутреннего распорядка работы, устанавливает режим труда и отдыха;
  • мероприятия перед началом рабочего дня;
  • меры безопасности в процессе работы – раскрывают порядок получения допусков на производственные объекты, прохождения инструктажей, необходимость соблюдения установленного режима, прерывания деятельности для отдыха глаз при длительной работе за компьютером и др.;
  • алгоритм действий в аварийных ситуациях с приведением пошаговых инструкций для разных видов форс-мажорных случаев;
  • схема проверки рабочего места при окончании смены.

Если инструкции нет

Наказание за отсутствие утвержденной инструкции грозит при подтверждении этого факта правонарушения сотрудниками трудовой инспекции.

Обязательность наличия на предприятиях данного внутреннего акта обусловлена тем, что он регламентирует порядок действий разных категорий должностных лиц в экстренных ситуациях. Он также выступает основой для определения методологии расследования несчастных случаев.

Работодателя, уличенного в отсутствии инструкций по охране труда, могут оштрафовать на сумму от 50 000 до 80 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП). Индивидуальному предпринимателю начислят штраф в размере от 2000 до 5000 рублей. А если нарушение будет зафиксировано повторно, размер санкций возрастет.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями: