Вопрос:
О страховых взносах и НДФЛ при выплате работнику единовременной материальной помощи в связи с пожаром.
Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 15 ноября 2019 года N 03-04-05/88251
О страховых взносах и НДФЛ при выплате работнику единовременной материальной помощи в связи с пожаром
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 24.09.2019 по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц и уплаты страховых взносов с сумм материальной помощи, производимой организацией своему сотруднику в связи с пожаром, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) разъясняет следующее.
1. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
Согласно абзацу второму подпункта 3 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, в частности, оказываемой плательщиками физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью.
Ограничений в отношении размеров сумм вышеуказанной единовременной материальной помощи, освобождаемых от обложения страховыми взносами, статья 422 Кодекса не содержит.
Таким образом, любая сумма единовременной материальной помощи, выплачиваемая работодателем своему работнику в виде возмещения причиненного ему материального ущерба в связи с пожаром на основании соответствующих документов, подтверждающих данный ущерб, не облагается страховыми взносами на основании абзаца второго подпункта 3 пункта 1 статьи 422 Кодекса.
2. Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.
В соответствии с пунктом 46 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, в частности, доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные налогоплательщиками, пострадавшими от террористических актов на территории Российской Федерации, стихийных бедствий или от других чрезвычайных обстоятельств, и (или) физическими лицами, являющимися членами их семей, в связи с указанными событиями.
По мнению Департамента, для целей применения пункта 46 статьи 217 Кодекса пожар может быть отнесен к стихийным бедствиям или к чрезвычайным обстоятельствам, если его возникновение не было преднамеренным и не было связано с умышленными действиями или бездействием пострадавших от пожара физических лиц, претендующих на освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц с суммы материальной помощи.
При этом необходимо документальное подтверждение факта наступления чрезвычайных обстоятельств соответствующими органами (в частности, Государственной противопожарной службы).
Таким образом, сумма единовременной материальной помощи, выплачиваемой организацией своему сотруднику в связи с пожаром, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 46 статьи 217 Кодекса в случае документального подтверждения факта наступления чрезвычайных обстоятельств.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель
директора Департамента
Р.Саакян