МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
№ 14-1/ООГ-549 от 05.02.2019
Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение, поступившее на официальный сайт Министерства письмом от 23 января 2019 г. N ОГ-2888, и по компетенции сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в письме, не является разъяснением и нормативным правовым актом.
В соответствии с частью 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
В каком размере должна выплачиваться работнику заработная плата за полмесяца, ТК РФ не определено.
Считаем, что работник имеет право на получение заработной платы за первую половину месяца пропорционально отработанному времени.
При этом, полагаем, что при определении размера выплаты заработной платы за первую половину месяца необходимо учитывать оклад (тарифную ставку) работника за отработанное время, а также надбавки за отработанное время, расчет которых не зависит от оценки итогов работы за месяц в целом, а также от выполнения месячной нормы рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей) (например, компенсационная выплата за работу в ночное время в соответствии со статьей 154 ТК РФ, надбавки за совмещение должностей, за профессиональное мастерство, за стаж работы и другие).
Что касается выплат стимулирующего характера, начисляемых по результатам выполнения показателей эффективности (оценка которых осуществляется по итогам работы за месяц), а также выплат компенсационного характера, расчет которых зависит от выполнения месячной нормы рабочего времени и возможен только по окончании месяца (например, за сверхурочную работу, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии со статьями 152 и 153 Кодекса), полагаем, осуществление указанных выплат производится при окончательном расчете и выплате заработной платы за месяц.
Таким образом, через первые полмесяца работы необходимо выплатить работнику фактически заработанную сумму вне зависимости от применяемой системы оплаты труда.
По нашему мнению, уменьшение размера заработной платы за первую половину месяца (аванса) при начислении может быть рассмотрено как дискриминация в сфере труда, ухудшение трудовых прав работников.
Что касается удержания налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), то по нашему мнению, удержание НДФЛ из дохода в виде заработной платы производится по окончании месяца, за который она начислена, поскольку днем получения дохода в виде зарплаты признается последний день этого месяца (пункт 2 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации). В связи с чем, удержание НДФЛ из заработной платы производится один раз в месяц с общей суммы заработной платы за текущий месяц.
Таким образом, полагаем, что основания для удержания НДФЛ с заработной платы за первую половину месяца отсутствуют.
Заместитель директора –
начальник отдела оплаты труда
Департамента оплаты труда, трудовых
отношений и социального партнерства
А.В. Фролова