В 2016 году была введена система применения на практике профессиональных стандартов. Такая норма предусмотрена Трудовым кодексом и распоряжением Правительства от 31.03.2014 № 487-р. План разработки профессиональных стандартов был расписан чиновниками на период с 2014 по 2016 год. Исполнителем работ назначили Министерство труда.
Планы Правительства
Напомним, что Минтруду было поручено создать по разным направлениям профессиональной деятельности квалификационные стандарты для применения их при подборе персонала.
Это должно обеспечить унификацию требований к соискателям. Для разработки профессиональных стандартов предполагалось реализовать комплекс мероприятий:
- сформировать Нацсовет профессиональных квалификаций, который должен подчиняться Президенту РФ;
- выявить текущие потребности работодателей в создании профстандартов для выявления наиболее проблемных видов деятельности;
- усовершенствовать правовую базу, чтобы создать комфортные условия работы разработчиков профстандартов;
- обеспечить возможность практического применения унифицированных требований к специалистам;
- организовать процесс создания стандартов;
- разработать схему оперативной актуализации данных при внесении правок в действующие стандарты и при введении в действие новых профстандартов;
- создание и ведение реестра по всем утвержденным профстандартам;
- обновление Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ).
Алгоритм создания
Первым регламентирующим документом в сфере разработки профессиональных стандартов было постановление Правительства от 22.01.2013 № 23 <О правилах разработки профстандартов>. Методический материал для разработчиков содержится в приказе Минтруда от 29.04.2013 № 170н. На основе нормативно-правовых документов можно выделить следующие этапы создания профессиональных стандартов:
Этапы создания профстандарта | Комментарий |
Подготовка проекта | Создание проекта нормативного документа. Первыми сформировали профстандарты по педагогическому персоналу, одним из наиболее ожидаемых был проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации. |
Обсуждение подготовленного проекта | Вынесение проекта на обсуждение. В качестве участников этой процедуры выступают работодатели, профессиональные объединения и сообщества, союзы организаций и экспертов. |
Доработка проекта | При необходимости проект дорабатывается, после чего разработчик отправляет его в Минтруд для согласования. |
Рассмотрение Минтрудом | Специалисты Министерства труда рассматривают проект, принимают решение (положительное или отрицательное). |
Сообщение автору проекта о принятом решении | Оповещение разработчика о результатах рассмотрения документа. |
Размещение стандарта в Интернете | Если по проекту принято положительное решение, он принимается к рассмотрению. На следующем этапе предлагаемая версия профстандарта публикуется на сервисе https://regulation.gov.ru/. |
Отрытое обсуждение профстандарта | Дальнейшая судьба документа зависит от результатов общественного обсуждения положений проекта. |
Рассмотрение в Национальном совете профессиональных квалификаций | Проект отправляется на рассмотрение в специализированный орган исполнительной власти федерального уровня подчинения. |
Принятие решения Нацсоветом | Положительное или отрицательное решение принимается экспертами Национального совета при Президенте. |
Утверждение нового профессионального стандарта | Минтруд утверждает разработанный согласованный стандарт. |
Внесение информации в специальный реестр | Сведения о новом профстандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов. |
Добавим, что требования, обозначенные новым профстандартом к конкретной профессии, должны быть учтены не только работодателями, но и учебными организациями при подготовке специалистов соответствующего направления.
Для реализации последней задачи утвержденный проект стандарта отправляется в Министерство образования. Минобразования по своим каналам распространяет обновленные нормативы по уровню квалификационной подготовки по указанной в стандарте профессии.
Понятно, что в таком порядке создается любой профстандарт, например, проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации.