Site icon Блог Кадровика

Платформенная занятость в России

С каждым днем мы все больше и больше пользуемся различными интернет-сервисами, связанными с продажей и доставкой товаров, услугами такси, образования и т. д. Многие используют эти сервисы в качестве источника дополнительного или единственного дохода. Однако мало, кто знает, что у этого явления есть название — платформенная занятость. О ней и пойдет речь в материале.

Что такое платформенная занятость

Платформенная занятость — это способ работы, заключающийся в связи работодателя и работника через интернет-платформу (сайт). Организатор платформы (владелец сайта) контролирует исполнение обязательств каждой из сторон отношений: качество указываемых услуг работником и своевременность и полноту оплаты заказчиком.

Платформы бывают двух типов:

Платформенная занятость
Веб-платформы Транзакционные платформы
Исполнитель сдает заранее подготовленную работу и получает за нее вознаграждение (бухучет, разработка приложений, копирайтинг) Заказчик и исполнитель находят друг друга, но услуга фактически оказывается в другом месте

Платформы, дающие одним возможность заработать, а другим — исполнителя для достижения цели, не отрываясь от экрана монитора (приложения в телефоне), именно этим и отличаются от платформ-посредников. Так, например, известные сайты по поиску работы к платформенной занятости не относятся, они лишь играют роль посредника между работодателем и соискателем.

Участники платформенной занятости

Платформенная занятость подразумевает трехсторонние отношения:

  1. Индивидуальный исполнитель услуги (подрядчик, работник) — тот, кто хочет заработать, предлагая знания, навыки и умения или просто ноги и скорость передвижения.
  2. Заказчик (клиент) — тот, кто нуждается в услуге.
  3. Владелец платформы — его роль заключается в предоставлении виртуального пространства для совершения сделки. Он дает возможность заработать индивидуальному поставщику услуг, приняв заказ от клиента, контролирует процесс и качество исполнения заказа, иногда обеспечивает необходимыми для работы от лица сервиса средствами (например, желтые сумки-рюкзаки для доставки еды). В определенной степени владелец сайта выступает работодателем, с той разницей, что отношения между ним и подрядчиком регулируются не трудовым договором, а гражданско-правовым.

Схемы взаимодействия

Взаимодействие заказчика и подрядчика может происходить по двум схемам:

Схемы взаимодействия клиента и исполнителя
Через предложение Через конкурентную борьбу
Исполнителю поступает конкретное предложение с обозначенной суммой вознаграждения за него. Работник соглашается или отказывается от исполнения на таких условиях Заказчики соревнуются за подрядчиков через ценовую политику или проведение тестовых заданий

Сферы деятельности для платформенной занятости

В России на платформенные взаимоотношения приходится почти половина услуг в сфере доставки (49 %), 36 % заказов у айтишников и 14 % — такси. Кроме того, к оказанию услуг через онлайн-платформы активно присоединяются преподаватели (репетиторы), копирайтеры и многие другие специалисты.

Наиболее известны в России такие сервисы-организаторы платформенной занятости, как Uber, Яндекс.Такси, Gett, Ситимобил, Яндекс.Еда, Avito, Advego, YouDo, repetitor.ru, profi.ru. Эти сайты и приложения выступают посредниками между поставщиками услуг и заказчиками.

Признаки платформенной занятости

К основным характерным чертам платформенной занятости можно отнести:

Плюсы и минусы платформенной занятости

Положительные и отрицательные моменты такого вида рабочих взаимоотношений есть как для заказчика и исполнителя, так и для государства.

Платформенная занятость в России

Существует негатив и для платформы-агрегатора, который заключается в отсутствии регулирования в вопросе распределения ответственности в случаях некомпетентного, а подчас и опасного (если речь идет о такси), оказания услуги. Такие ситуация все чаще становятся предметами судебных разбирательств.

Регулирование платформенной занятости

В настоящее время в России эта сфера экономики практически не регулируется.

На законодательном уровне четкого определения платформенной занятости нет. Занятых в этой сфере крайне тяжело защитить и предоставить им гарантии в рамках трудового законодательства.

Желающие иметь хотя бы какой-нибудь официальный статус регистрируются самозанятыми или индивидуальными предпринимателями. Но это весьма небольшая часть работающих на платформах. Львиная доля предпочитает оставаться в тени, так как официальная самозанятость кроме низкой налоговой нагрузки иных гарантий не предоставляет, а ведение ИП зачастую сулит большие издержки. Да и сложно представить доставщика еды, зарегистрированного в качестве предпринимателя.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.

Соответственно оценить масштабы вовлечения работников в платформенную занятость тяжело. Как и объемы недополученных российским бюджетом налогов.

Миллионы граждан, вовлеченных в платформенную занятость, остаются без каких бы то ни было социальных гарантий. Они «не имеют права» заболеть, рискуя на время остаться без дохода, а о формировании пенсии речь не идет вовсе.

Специалисты оценили (хоть и очень приблизительно), что не менее 5% трудящихся работают через интернет-платформы. И темпы прироста этого показателя стремительно растут, как и спектр оказываемых через платформы услуг, и количество агрегаторов. Так, число онлайн-платформ за 10 лет с 2010 по 2020 год выросло более чем в 6 раз. Конечно, 2020 год с коронавирусом дал большой толчок развитию этого направления в экономике.

Подводим итоги

Exit mobile version