Трудовым кодексом оговаривается возможность создания трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений. Порядку формирования такого органа и его функционированию посвящена глава 5 ТК РФ. Коллегиальные структуры этого типа относятся к органам партнерства в социальной сфере.
Назначение комиссий
Начнем с того, что данные органы создаются с целью (ст. 35 ТК РФ):
- оптимизации и регулирования взаимоотношений социального характера между участниками трудового процесса;
- организации и проведения переговоров;
- подготовки черновых вариантов коллективных соглашений;
- контроля выполнения положений колдоговоров всеми участниками трудовых взаимоотношений.
Процедура создания трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, осуществляется на условиях равноправного участия в процедуре всех заинтересованных сторон. В комиссию могут включаться представители:
- трудового коллектива;
- работодателя;
- властных структур.
Участники от разных сторон наделяются равными полномочиями по обсуждению локальных регламентирующих актов. Различия в правах заключаются в возможности для работодателя самостоятельно принимать окончательное решение по характеру содержания коллективного договора. Представители от наемного персонала вправе только ознакомиться с проектом документа, озвучить свои замечания и рекомендации по внесению правок.
Классификация комиссий
По иерархическому уровню влияния трехсторонние комиссии, специализирующиеся на регулировании отношений социально-трудового типа подразделяются на такие разновидности:
Разновидности комиссии | Комментарий |
РТК (Российская трехсторонняя комиссия) | Действует на федеральном уровне и разрешает вопросы взаимодействия работников и нанимателей в масштабах страны. |
Комиссии субъектов РФ | Сфера их действия ограничивается принадлежностью к определенному региону, создание комиссионного органа регламентируется законодательными актами субъектов РФ. |
Территориальные комиссии | Их образование осуществляется по законодательной инициативе местных властей. |
Отраслевые комиссионные структуры, межотраслевые образования | Действуют на уровне отраслей экономики. |
Локальные | Создаются внутри компаний. |
Органы социального регулирования сферы трудовых взаимоотношений могут создаваться как для постоянной формы работы, так и для временного проведения консультаций по отдельным вопросам. Последний случай характерен для обсуждения чернового проекта колдоговора и других внутренних соглашений.
Если необходимо обеспечить непрерывный мониторинг исполнения закрепленных локальными актами положений, комиссия может продолжать работу на постоянной основе.
Особенности функционирования РТК
Трудовой кодекс отводит комиссиям федерального и регионального уровня роль постоянно функционирующих органов. Деятельность РТК (федеральной комиссионной структуры) регламентируется Законом от 01.05.1999 № 92-ФЗ. Орган состоит их представителей:
- объединения работодателей;
- объединения профсоюзных организаций;
- Правительства России.
Решения считаются принятыми, если в голосовании принимали участие делегированные представители всех сторон. Для фиксации положительного решения необходимо наличие голосов «за» от каждой стороны. Если один из участников обсуждения выразил несогласие с общим мнением, он вправе потребовать включения в итоговый документ этого факта.
Деятельность РТК невозможна без координатора. Он назначается Президентом РФ. Это лицо не может участвовать в голосовании. Координатор отвечает за организационные вопросы, помогает сторонам выработать общую позицию. Он наделен правом подписи планов работы РТК, утверждает регламент и решения комиссии.