Site icon Блог Кадровика

Электронные трудовые: планируемые изменения в законодательстве

Электронные трудовые книжки_планы

С 2020 года предполагается переход на электронные трудовые книжки — это очередное мероприятие в рамках целевой программы «Цифровая экономика РФ». Что представляет собой электронные трудовые книжки? Останутся ли привычные нам бумажные трудовые или их полностью исключат из оборота? Какие сведения переведут в электронный формат и как ПФР будет взаимодействовать с кадровыми службами в этом вопросе? Ответы на эти волнующие вопросы — в нашем материале.

Как мы работаем сейчас

Сейчас работа с трудовыми книжками происходит по нормам ст. 66 ТК РФ, согласно которой трудовая книжка является бумажным документом установленного образца, содержащим помимо сведений о самом работнике, набор данных о его трудовой деятельности и стаже.

Каждый из нас знает, как выглядит трудовая книжка. Мы можем ее подержать в руках, изучить сделанные в ней записи. Работодатели научились оформлять бумажные экземпляры трудовых книжек по нормам Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225. Ведутся книжки на каждого работника, проработавшего более 5 дней, если работа у данного работодателя является для него основной.

Как будет дальше

Предполагается, что электронным трудовым книжкам будет посвящена новая ст. 66.1 ТК РФ. Весь массив данных о трудовой деятельности работников будет формироваться в информационных ресурсах ПФР на персональных лицевых счетах граждан.

Для этого:

Сформированный на лицевом счете набор сведений и будет носить название электронной трудовой книжки.

В чем преимущества электронной трудовой книжки

Новый формат трудовых книжек позволит:

Важным плюсом электронной трудовой книжки можно считать исключение возможности потери данных о трудовом стаже. Бумажную трудовую можно потерять, испортить или утратить иным образом. А для хранения электронных сведений создаются защищенные резервные копии, исключающие возможность потери данных.

При утрате бумажной книжки восстановить полные сведения о трудовой деятельности трудозатратно и не всегда возможно — нужно обойти всех бывших работодателей, а если они уже не существуют, обращаться в архивы. Из-за невозможности подтверждения отдельных периодов работы гражданин может пострадать – не сможет выйти на пенсию в положенный срок и рассчитывать на полный размер заработанной пенсии.

Что потребуется от работодателей

Предполагается, что с 2020 года работодатели будут передавать сведения в ПФР, необходимые для формирования электронных трудовых книжек, в следующем порядке:

предоставление_сведений_в_ПФР1

Отчет СЗВ-ТД

Сведения, необходимые для ведения электронных трудовых книжек работодатель будет подавать в ПФР по форме СЗВ-ТД. Его форму фонд уже разработал, и она находится в стадии обсуждения и согласования с Минтрудом России:

сведения_о_трудовой_деятельности1

Табличная часть отчета содержит 13 граф. в которых размещаются сведения о работнике, его СНИЛС и данные о трудовой деятельности с указанием реквизитов приказов.

Часть информации в этом отчете будет проставляться в виде кодов. Например, в графе 5 «Отчетный период» применяются коды от 01 до 12 для обозначения отчетного месяца (порядковый номер месяца в году). А для графы 12 «Вид мероприятия» предусмотрено 12 кодов для каждого действия работодателя (1 — прием на работу, 2 – перевод, 3 – увольнение и т. д.).

Наказание для работодателей

Вся информация в электронные трудовые книжки должна попадать вовремя и в полном объеме, поэтому для работодателей хотят предусмотреть административное наказание за предоставление неполных и недостоверных сведений о трудовой деятельности. Для этого планируется внести дополнения в ст. 5.27 КоАП РФ. О допущенных нарушениях Роструд будет узнавать от ПФР в электронной форме через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.

За однократное опоздание с отчетом должностному лицу работодателя только вынесут предупреждение, а штрафовать не будут. Наказание последует, если сведения не будут вовремя представлены более 2-х раз в год.

Дополнительные материальные затраты могут возникнуть у работодателя, если в результате указанных им неверных и несоответствующих законодательству формулировок причин увольнения работник не сможет вовремя устроиться на новую работу — работодателя обяжут возмещать работнику неполученный по такой причине заработок.

Что будет с бумажными трудовыми

Бумажные трудовые книжки с появлением их электронных аналогов сразу не исчезнут. Но продолжать вести их работодатель будет только в том случае, если сотрудник письменно попросит об этом. Желающие продолжать записи в своей бумажной трудовой книжке должны подать работодателю заявление до конца 2020 года.

Те сотрудники, которые не подадут заявление в указанный срок, получат свои книжки на руки — с работодателя снимается ответственность за их хранение. А все сведения о трудовой деятельности таких сотрудников будут вестись в электронной форме.

Сотрудникам, впервые поступающим на работу после введения электронных трудовых книжек, бумажную трудовую работодатель оформлять не будет. Все сведения о их трудовой деятельности и стаже будут поступать в ПФР сразу в электронном виде.

Как подготовиться к переходу

Переход на электронные трудовые книжки потребует от работодателя предварительной подготовки. Ему необходимо:

Что нужно знать работнику о новом формате трудовых книжек

Работник может выбирать один из двух вариантов:

Возможность выбора отсутствует только у сотрудников, впервые поступающих на работу — они бумажный вариант книжки получить не смогут и все записи работодатель будет производить исключительно в электронном виде.

Сведения о своей деятельности работник сможет в любой момент запросить из ПФР в режиме реального времени. При обращении за государственными и муниципальными услугами работникам не понадобится предоставлять сведения о трудовой деятельности — заинтересованные структуры без дополнительных бумажных подтверждений смогут посмотреть всю нужную информацию.

Что еще ожидать работодателям вместе с переходом на электронные трудовые книжки

В ближайшем будущем работодателям разрешат заключать трудовые договоры в электронном виде. С такой инициативой выступили депутаты Госдумы (проект Федерального закона № 736455-7). Планируется подкорректировать ст. 62 ТК РФ и предусмотреть в ней еще одно условие, при котором трудовой договор будет считаться заключенным — работнику и работодателю достаточно обменяться с использованием электронных либо иных технических средств документами или информацией, содержащей согласованные условия договора.

Минтруд продолжает отрабатывать механизмы, позволяющие вести электронные документы без дублирования их на бумаге. Для этого планирует провести эксперимент с 01.01.2020 по 31.12.2022 (проект Федерального закона). В нем будут участвовать в добровольном порядке около 10 организаций, перечень которых определит правительство.

Подводим итоги

Exit mobile version