Ситуацию, сложившуюся в России из-за мер, принимаемых для ограничения распространения коронавируса, безусловно, можно считать форс-мажорной. Но следует ли ее расценивать как чрезвычайную? Об этом — в нашем материале.
Законодательство о чрезвычайных ситуациях
В России действует несколько документов, посвященных чрезвычайной ситуации (ЧС). Основной из них — Закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий…», регулирующий вопросы:
- предупреждения возникновения и развития ЧС;
- уменьшения потерь, вызванных такими ситуациями;
- ликвидации последствий ЧС;
- разграничения полномочий органов власти разных уровней при защите от ЧС.
Чрезвычайные ситуации для России — не редкость. Однако они, как правило, вызываются локальными явлениями (паводками, пожарами, землетрясениями, техногенными катастрофами, вспышками заболеваний среди животных) и не выходят за пределы одного-двух регионов.
Тем не менее, в зависимости от масштаба возникающих последствий явления такого рода могут приобретать характер федеральных. Количественная классификация подобных событий приведена в Постановлении Правительства РФ от 21.05.2007 № 304:
Уровень ЧС | Территория проявления ЧС | Количественная характеристика последствий (выбирается одна из 2-х приведенных) | |
Число пострадавших людей | Объем материального ущерба | ||
Локальный | Одно предприятие или один объект | Не более 10 | Не больше 240 тыс. руб. |
Муниципальный | Одно муниципальное образование (при этом уровень проявления нельзя считать локальным) | Не более 50 | Не больше 12 млн руб. |
Межмуниципальный | Два или больше муниципальных образования в пределах одного региона | Не более 50 | Не больше 12 млн руб. |
Региональный | Один регион РФ | От 50 до 500 | От 12 млн руб. до 1,2 млрд руб. |
Межрегиональный | Два или больше региона РФ | От 50 до 500 | От 12 млн руб. до 1,2 млрд руб. |
Федеральный | — | Свыше 500 | Свыше 1,2 млрд руб. |
Особенности ситуации, вызванной коронавирусом
Последствия, к которым приводит коронавирус, имеют федеральный масштаб. И не только потому, что соответствуют количественным показателям события такого уровня по числу пострадавших, но и из-за охвата эпидемией территории всей страны.
Особой ситуацию с коронавирусом делает следующее:
- объем ее проявлений сильно различается между конкретными регионами России;
- скорость ее ухудшения существенно замедляется за счет законодательно введенных предупредительных мер, ограничивающих контакты между людьми;
- наибольшая нагрузка ложится на органы здравоохранения, которые имеют возможность перераспределять свои силы между регионами, но в случае резкого роста заболевших перестанут справляться с объемом работы.
С учетом этих особенностей общее положение в стране, вызванное коронавирусом, на сегодняшний день оценивается как сложное, но не катастрофичное. И это позволяет говорить о существовании в ней режима повышенной готовности к ЧС, но не о наличии чрезвычайного положения, требующего введения чрезвычайной ситуации.
Поэтому даже в наиболее пострадавшем от коронавируса регионе — г. Москве, где и для населения, и для работодателей установлено наибольшее количество ограничений, действует режим повышенной готовности (п. 1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ), а не режим ЧС.
Функции органов власти при ЧС
Органы власти как при ЧС, так и при режиме повышенной готовности, продолжают выполнять свои функции с учетом дополнительных требований, вызванных конкретной ситуацией. Ниже остановимся на тех из них, которые приобретают значимость при эпидемии коронавируса.
Определяющие решения в отношении возникающих ситуаций чрезвычайного характера в России принимает Президент РФ (ст. 8 Закона № 68-ФЗ). В том числе к его компетенции относится вопрос введения режима ЧС в стране в целом или в отдельном ее регионе.
Правительство РФ (ст. 10 Закона № 68-ФЗ):
- издает необходимые нормативные акты;
- разрабатывает правила реализации решений, принятых Президентом РФ, и организует их выполнение;
- определяет источники финансирования проводимых мероприятий;
- принимает решения о материальной поддержке граждан.
Федеральные органы исполнительной власти (ст. 13 Закона № 68-ФЗ):
- определяют перечень обязательных для реализации мер, в т. ч. по защите работников функционирующих предприятий;
- обеспечивают проведение и финансирование работ, ставших неотложными.
Органы власти субъектов РФ и местного самоуправления (ст. 11 Закона № 68-ФЗ):
- проводят необходимую подготовку на своей территории;
- организуют информирование населения;
- осуществляют финансирование мероприятий;
- обеспечивают условия для функционирования предприятий, продолжающих работу;
- проводят неотложные работы;
- поддерживают общественный порядок;
- выполняют сбор оперативной информации о развитии ситуации и разрабатывают планы действий.
При этом действия органов местного самоуправления могут зависеть от решений, принимаемых на уровне субъекта РФ.
Правила для предприятий и населения при ЧС
Предприятия при ЧС и режиме повышенной готовности обязаны обеспечить (ст. 14 Закона № 68-ФЗ):
- защиту своих работников;
- устойчивое функционирование, если они продолжают свою работу;
- готовность к возникновению необходимости в проведении неотложных работ.
Для граждан РФ ст. 18 Закона № 68-ФЗ оговаривает как права, так и обязанности. Среди первых присутствуют права на:
- защиту жизни, здоровья и имущества;
- информирование о рисках и средствах индивидуальной защиты;
- участие в мероприятиях, направленных на предупреждение и ликвидацию ЧС;
- возмещение возникшего при ЧС ущерба для здоровья и имущества;
- медицинское обслуживание и компенсации, связанные с пребыванием в зоне ЧС и выполнением своих обязанностей в ней (в т. ч. за ущерб, причиненный здоровью, и потерю кормильца);
- бесплатную юридическую помощь.
В обязанности граждан входят:
- соблюдение правил, предупреждающих возникновение ЧС;
- владение коллективными и индивидуальными способами защиты, приемами оказания первой помощи пострадавшим;
- соблюдение правил, установленных для режимов повышенной готовности и ЧС;
- содействие в проведении неотложных работ.
Подводим итоги
- Ситуация с коронавирусом во многих аспектах подчинена положениям Закона № 68-ФЗ, посвященного вопросам защиты населения и территорий от ЧС, и по своему масштабу соответствует событию федерального уровня.
- Наличие возможности сдерживать распространение инфекции позволило ввести в России не ЧС, а режим повышенной готовности к ней. Соблюдение установленных для этого режима правил (с учетом его особенностей для конкретной «коронавирусной» ситуации) требуется как от органов власти всех уровней, так и от предприятий и граждан.