Site icon Блог Кадровика

Характеристика с места работы: образцы

Бывают ситуации, которые требуют предоставить справку с места работы. На основании ее проверяют личность человека, удостоверяются в его профессиональных навыках, личностных и деловых качествах. Справка с описанием качеств способна послужить весомым аргументом, когда принимают решение о трудоустройстве, аттестации, награждении, социальной поддержке и т.д. Все о характеристике с места работы найдете в этом материале.

Работнику

Для начала расскажем о том, что волнует сотрудника, которому понадобилась характеристика.

Как запросить характеристику

Чтобы получить такую справку, обратитесь на работу. В зависимости от того, куда требуется справка, запросите ее либо у прошлого, либо у текущего работодателя. Согласно трудовому законодательству (ст. 62 ТК РФ), каждый работник вправе при увольнении затребовать документы, касающиеся работы и зарплаты. Запросить характеристику можно в любое время, в том числе, когда вы уже не работаете в организации. Напишите заявление на имя руководителя компании с просьбой выдать характеристику. Организация обязана выдать справку в течение трех дней.

Вправе ли работодатель отказать в написании характеристики

Если вы обратились в то место, где работаете сейчас, то нет, отказать в написании характеристики работодатель не в праве. Причина — все та же ст. 62 ТК РФ.

Если просите выдать справку о ваших качествах организацию, из которой вы уже уволились, будьте готовы к отказу. Из-за отсутствия заключенного трудового договора нормы трудового законодательства не действуют, и выдавать характеристику работодатель не обязан.

При этом Мосгорсуд в Апелляционном определении от 30.06.2016 № 33-25456/2016 считает иначе. Это значит, что получить характеристику от экс-работодателя вы все же вправе. Но вряд ли вы пойдете обращаться в суд в случае отказа. Да и отстояв свое право в суде, не факт, что содержимое справки будет положительным.

Работодателю

Теперь ответим на вопросы, которые наиболее часто возникают у работодателя, когда речь идет о составлении характеристики на сотрудника.

Виды характеристик

Во-первых, характеристики различаются в зависимости от того, куда предоставляется справка:

  • на другое место работы;
  • на текущее место работы для прохождения аттестации, повышения в должности, награждения;
  • для суда, налоговой инспекции, органов опеки, военкомата и других госструктур;
  • для прохождения медкомиссии в организации, занимающиеся медико-социальной экспертизой (МСЭ).

Последний тип характеристик существенно отличается от предыдущих, так как содержимое справки для МСЭ, как правило, указывает на физические и технические особенности выполняемой работы, и требуется при принятии решения о присвоении группы инвалидности или получения заключения о невозможности дальнейшей работы на этой должности.

Во-вторых, справка с описанием рабочих, деловых и личных черт и качеств бывает:

Положительная Отрицательная
В такой характеристике отразите:

деловые качества, умения, опыт, указывающие на профессионализм в работе;

ответственность и добросовестность сотрудника в работе;

черты характера и поведения, располагающие к созданию дружелюбной атмосферы в коллективе.

Здесь указывают на:

непрофессионализм сотрудника;

личные черты, мешающие работе, склонность к конфликтам;

ошибки и нарушения в работы, повлекшие последствия для работодателя.

Образцы этих справок мы разместили ниже.

Как составить характеристику

Ввиду того, что требования к оформлению справки о деловых качествах сотрудника носят по большей части рекомендательный характер, большинство работодателей и их кадровиков часто пренебрегают такими правилами. Формальное отношение к заполнению содержательной части снижает информативность самой характеристики и вызывает пренебрежение у потенциального руководителя, когда справка запрашивается для дальнейшего трудоустройства.

Старайтесь избегать языковых штампов в тексте отзыва, потому что за ними кроме расплывчатых формулировок не кроется ничего. Конкретный смысл они не несут, а человека не характеризуют.

Если придерживаться общепринятых правил в корпоративной этике, оформите характеристику на фирменном бланке организации формата А4. Шаблон, который используется в организации, уже обычно содержит необходимые реквизиты. При таком подходе к оформлению характеристика работника будет универсальной, справка подойдет и для коммерческие структур и для государственных учреждений. Для придания документу юридической силы его необходимо утвердить (подписать) у директора компании и заверить печатью.

Специальной регистрации характеристика не требует, за исключением случаев, когда ее составляют по письменному запросу.

Примерная структура характеристики:

  • Наименование документа, анкетные данные работника. Персональные данные (например, реквизиты паспорта) не вносите, чтобы не нарушить ст. 7 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
  • Краткие сведения о трудовой деятельности на предприятии. Сюда входят все периоды работы, общий стаж в данном месте, карьерный рост — занимаемые должности, выполняемые обязанности.
  • Собственно, характеристика трудовой деятельности. Здесь представляется сводка по поощрениям и взысканиям на работника, его персональные достижения, приобретенные за время работы профессиональные навыки.
  • Сведения о деловых качествах, отношению к поручениям. Здесь же уточняются такие характеристики человека, как умение принимать решения и поведение в критических (стрессовых) ситуациях, расставлять приоритеты в работе, стремление к самообразованию и самосовершенствованию.
  • Оценка личных черт. Опишите насколько человек пунктуален, конфликтен, ответственен, как выстраивает отношения с коллегами по работе и руководством.
  • В подвале документа делается ссылка на причину издания документа (запрос кадровой службы, налоговой инспекции и т.д.), ставится подпись руководителя и дата подписания.

В зависимости от того, куда будет направлена справка, какова ее цель, уделите больше внимания тем ее пунктам. Например, если справку запрашивают госслужбы для принятия решений, не связанных с дальнейшей работой человека, подробнее опишите черты характера, личные качества, дисциплинированность и т.д. А для одобрения кредита банковским работникам хочется увидеть в характеристике длительность работы в одной организации, карьерный рост, ответственность и т.д.

Если компания и работник расстались по-плохому, и руководитель не хочет молчать об отрицательных чертах экс-подчиненного, то справка может содержать и упоминания о вредных привычках и злоупотреблениях со стороны характеризуемого. Вот только вряд ли человек представит ее на новое место работы.

В целом старайтесь дать работнику объективную оценку.

Кто составляет характеристику

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Часто поручают подготовить эту справку кадровикам. Но оценить профессиональные, деловые и личные качества и черты характера работника лучше получится у непосредственного руководителя.

В большинстве случаев издание отзыва происходит по инициативе самого работника. Для того чтобы «продвинуть» своеобразное приложение к своему резюме, сотрудники иногда сами составляют характеристику при приеме на работу.

Да и руководители, не желающие «вставлять палки в колеса» бывшим подчиненным и одновременно не желающие оформлять характеристику самостоятельно, просят подготовить справку самих обратившихся к ним людей по типовым образцам из интернета. Скорее всего, такая характеристика будет хорошей и опишет работника с лучшей стороны, избегая нелицеприятные и острые моменты. Именно по этой причине большинство работодателей часто пренебрегают таким отзывом и предпочитают наводить справки лично или через специальные службы.

Разрешено ли требовать характеристику при трудоустройстве

Характеристики с прошлой работы нет в обязательном перечне документов, необходимых при трудоустройстве, указанных в ст. 65 ТК РФ. Поэтому требовать ее новый работодатель не уполномочен, ровно, как и отказать в приеме на работу из-за ее отсутствия.

Компании, в чьей политике наведение справок о рекрутерах — обязательный пункт, часто направляю запросы, минуя самого соискателя. Причина — характеристика может нести в себе отрицательные моменты (конфликтность или неуравновешенность работника), естественно, что такое содержание представлять самому человеку невыгодно.

Образцы характеристик

Для облегчения работы по составлению отзывов имеется практика составления характеристик. Для конкретных случаев уже имеются разработанные и проверенные временем образцы документов. Скачайте нужный, подставьте реквизиты своей компании, данные работника — и характеристика готова!

Универсальная характеристика

Такую готовят, когда не знают, куда она понадобится. В преамбуле нередко указывают «Для предоставления по месту требования».

Скачайте шаблон универсальной характеристики, подготовленной специалистами КонсультантПлюс.

Характеристика с места работы: образцы

Форма Характеристика на работника (общая форма) К+ Скачать

Характеристика с прошлой работы

Запрос справки с прежнего места работы — нормальная практика. Наличие такого отзыва снимает сомнения по вопросу компетенции соискателя на определенную должность в ряде вопросов. Характеристика исключает такой фактор, как искаженное само представление потенциального сотрудника. В личностных характеристиках рекомендуется уточнять следующие моменты:

  • Задатки лидера. Данная характеристика требуется при соискании на руководящие должности. Здесь важен не только опыт работы по аналогичной занимаемой должности, но и практические навыки, дающие конкретные результат управленца.
  • Степень таких качеств, как инициативность, требовательность и умение работать на результат.
  • Характер личности — основополагающий момент при оценке человека как единицы трудового коллектива.

Полезная информация от КонсультантПлюс

Форму характеристики на бывшего работника смотрите на сайте справочно-правовой системы (бесплатно).

Характеристика для аттестации

Аттестационную характеристику готовят, когда работнику требуется подтвердить действующий или вышестоящий профессиональный уровень, класс, разряд, категорию и т.д.

Такая практика заведена у педагогов, работников ПФР и других специалистов.

Полезная информация от КонсультантПлюс

Аттестационная характеристика — форма, подготовленная специалистами КонсультантПлюс (доступ свободный).

Характеристика в бюро МСЭ

Такую справку еще называют производственной характеристикой, так как в ней описывается режим работы, место, условия труда, занимаемая поза, наличие вредных и/или опасных воздействий и т.д. Да и поводом для ее составления часто становятся травмы, полученные на производстве.

Работник ее предоставляет на врачебную комиссию, которая готовит заключение об инвалидности. Сейчас присвоением групп инвалидности занимаются бюро медико-социальной экспертизы. Раньше эти полномочия были у врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК). Также характеристика такого типа иногда требуется при прохождении реабилитации или на долечивании в санаториях и профилакториях.

Полезная информация от КонсультантПлюс

Производственная характеристика — шаблон, подготовленный специалистами КонсультантПлюс (доступ бесплатный).

Характеристика для награждения

Характеристика для награждения — это не представление к награде, а ходатайство, просьба поощрить работника за его достижения, вклад в развитие предприятия, отрасли и т.д.

Образец наградной характеристики подготовили эксперты КонсультантПлюс:

Характеристика с места работы: образцы

Форма Характеристика на работника для награждения К+ Скачать

Характеристика в суд

Такую характеристику запрашивают и суды, и адвокаты участников производства. Она нужна для того, чтобы судья представлял портрет личности, участвующей в разбирательстве. При чем предмет тяжбы далеко не всегда связан с профессиональной деятельностью характеризуемого.

Подписавший справку руководитель несет ответственность за ее содержание. Выявленная ложь послужит поводом к штрафу в 1 000 — 1 500 рублей по ст. 17.9 КоАП РФ.

Полезная информация от КонсультантПлюс

Характеристику на работника для направления в суд смотрите на сайте КонсультантПлюс (бесплатно).

Характеристика на студента (практиканта)

Ее готовят многие компании, у которых проходят производственную или преддипломную практики студенты профессиональных и высших учебных заведений. В ней важно показать, как практикант показал себя в деле, насколько он владеет теорией и способен применить ее на практике, дисциплинированность и ответственность молодого человека.

Полезная информация от КонсультантПлюс

Используйте шаблон характеристики на практиканта, который разработали специалисты КонсультантПлюс (доступ свободный).

Отвечаем на основные вопросы

 

 

Exit mobile version