После создания комиссии и издания приказа о проведении инвентаризации, начинаются проверочные мероприятия. Рассмотрим подробнее, какие действия включает в себя основной этап инвентаризации.
Годовая инвентаризация имущества в 2021 году
Фактическое наличие имущества проверяется путем его подсчета, взвешивания и обмера, обязательно в присутствии материально-ответственных лиц.
Товары и материалы, хранящиеся в упаковке, проверяются по документам и часть их них вскрывается. Все упаковки вскрывать для проверки не нужно.
Особенности инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств организации подробно описываются в разделе 3 Методических указаний по инвентаризации имущества…» (утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 № 49).
Отразим в таблице особенности инвентаризации некоторого имущества.
Проверяемое имущество (обязательства) |
Особенности проверки |
Основные средства |
|
Нематериальные активы (НМА) |
Проверяется:
|
Финансовые активы |
|
ТМЦ |
|
Незавершенное производство и расходы будущих периодов |
|
Денежные средства, денежные документы и БСО |
|
Составление инвентаризационных описей
Полученные в ходе инвентаризации сведения об имуществе и обязательствах организации вносятся в инвентаризационные описи (или акты).
Типовые формы описей и актов приведены в приложениях 6-18 Методических указаний и различаются в зависимости от вида проверяемого имущества (обязательств).
Инвентаризационные описи составляются с учетом следующих особенностей:
- количество экземпляров описи — не менее 2;
- допускается заполнение на компьютере и от руки;
- при заполнении от руки используются чернила или шариковая ручка;
- заполнить их необходимо четко и ясно, без помарок и подчисток;
- ошибки зачеркиваются и над ними пишется верный вариант;
- оставлять незаполненные строки — нельзя;
- строки на последних страницах отчеркиваются;
- на каждой странице указываются прописью порядковые номера материальных ценностей и их количество;
- на последней странице ставится отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
- на имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.
Составленная инвентаризационная опись подписывается членами комиссии и передается в бухгалтерию.
Сравнение инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета
Завершающий этап инвентаризации — определение ее результатов. По результатам инвентаризации могут быть выявлены:
- Излишки.
Излишки основных средств, материальных ценностей, денежных средств и иного имущества приходуются и учитываются в составе доходов организации по рыночной стоимости.
- Недостача.
Недостача в пределах установленных норм списывается на издержки производства. Порча и недостача сверх установленных норм взыскивается с материально-ответственных лиц.
- Пересортица.
Зачет пересортицы допускается в виде исключения, если недостача (излишки) выявлены:
- за один и тот же проверяемый период;
- у одного и того же проверяемого лица;
- по ТМЦ одного и того же наименования и в равных количествах.
Если по результатам инвентаризации выявлена недостача, излишки или пересортица — составляются сличительные ведомости. В них отражаются расхождения между данными инвентаризационных описей и бухгалтерского учета.
На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухучете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.
Сличительные ведомости могут составляться от руки или с помощью компьютера.
Типовые формы сличительных ведомостей по результатам инвентаризации ТМЦ (ИНВ-19) и основных средств (ИНВ-18) утверждены Постановлением Госкомстата от 18.08.1998 № 88.
Узнать о других этапах инвентаризации вы можете в статьях:
- Что такое инвентаризации имущества и когда она проводится?
- Подготовка к инвентаризации: пошаговая инструкция
- Оформление результатов инвентаризации