Site icon Блог Кадровика

ИП умер — что грозит его работникам?

Если ИП умер — сочувствовать можно не только его близким, но и тем, кто состоял с ним в трудовых или договорных отношениях. Потому что некоторые важные нюансы, возникающие со смертью ИП, законом не урегулированы. Как работникам скончавшегося предпринимателя получить зарплату? Как оформить документы при увольнении? Что будет со стажем работников в такой ситуации? Теория и практика — в нашей статье.

Что нужно знать о правовых аспектах смерти ИП

ИП имеет двойственный правовой статус:

С одной стороны, есть финансово-хозяйственная деятельность ИП — перманентный процесс, в который, помимо самого ИП, вовлечены его контрагенты и работники. Понятно, что остановить все текущие операции в один день, когда ИП умер, невозможно. При этом смерть ИП по сути приравнивается к его ликвидации: его госрегистрация автоматически прекращается.

С другой стороны, право распоряжения имуществом (и, следовательно, делами) ИП переходит в порядке наследования, установленном ГК РФ для имущества и обязательств физических лиц (ст. 1110, 1112, 1114 ГК РФ).

После смерти ИП между датой его смерти и датой получения наследниками права распорядиться его имуществом и урегулировать его обязательства появляется временной лаг — минимум полгода. Это предусмотренный законом срок на вступление в наследство.

В обход процедуры наследования нельзя:

В случае смерти ИП автоматически прекращается действие всех выданных им доверенностей (п. 1 ст. 188 ГК РФ), включая доверенности на сдачу отчетов в любые контролирующие органы, ведение трудовых книжек и т. п.

Обоснованы запреты тем, что наследников у ИП может быть несколько. Кто-то из них может не одобрить то, как другие распорядились имуществом, еще не имея на это прав, и потребовать все вернуть обратно.

Остановимся подробнее на последних двух пунктах из списка «запретов». Для работников ИП они обернутся следующими проблемами:

Что делать работникам ИП, если он умер? Далее дадим несколько рекомендаций исходя из существующей практики.

Обращаем внимание! Большинство советов работают в ситуации, когда ИП скончался, а бухгалтер остался. Самая первая рекомендация для всех остальных — найти того, кто ведет финансовые дела и кадровый учет у ИП.

Как получить долги по зарплате после смерти ИП

Долги по зарплате работникам умершего ИП должны быть выплачены наследниками в пределах стоимости унаследованного имущества (ст. 1175 ГК РФ). На практике это означает, что работникам придется:

Если выяснить, кто наследник, не получается, надо узнавать, где открыто наследственное дело и обращаться к ведущему его нотариусу.

При этом всегда есть риск, что наследственной массы через полгода просто не хватит на расчеты с бывшими работниками. Бизнес, потерявший хозяина, склонен быстро отправляться вслед за ним.

Как показывает практика, у работников есть всего один вариант избежать долгого официального пути — все-таки найти наследников и попробовать с ними договориться. Сработать это может, если наследник ИП заинтересован в сохранении его бизнеса.

Наследник не может отвечать по договорам ИП, но может, к примеру, сам стать ИП и заключить новые договора с работниками, которых хотел бы сохранить, от своего имени. А так же выплачивать им по этим договорам какие-то средства в период, пока будет длиться оформление наследства.

Суммы, которые сотрудники умершего ИП будут просить с наследников, надо каким-то образом подтвердить. Хорошо, если у ИП ведется кадровый и зарплатный учет, еще лучше — если есть бухгалтер.

Известна реальная ситуация, когда бухгалтер сформировал всем сотрудникам расчетные листки на день внезапной смерти ИП и снабдил их копиями подтверждающих документов: рабочих графиков с отметками о выходе на работу, зарплатными ведомостями за несколько предыдущих месяцев и т. п. Все бывшие работники получили свои деньги от наследников ИП, не обращаясь к нотариусу и в суд.

Если же расчеты работника с ИП происходили «в серую» — остается только проститься с недополученными деньгами и скорее искать новую работу.

Обращаться к наследникам можно только за оплатой работы до дня смерти предпринимателя. Работу после этого момента оплачивать никто не должен: права и обязанности работодателя по наследству не переходят.

Прекращение трудового договора в связи со смертью ИП

Кто должен оформить прекращение трудовых отношений с работниками умершего ИП? Кто должен внести записи в трудовую книжку, оформить положенные при увольнении справки?

На настоящий момент эти вопросы законодательством не регулируются. При этом получаемые при увольнении документы могут быть очень необходимы сотрудникам.

На практике получается, что:

Единственный возможный по закону способ — обращение работника скончавшегося ИП в суд с заявлением об установлении факта прекращения трудовых отношений в связи со смертью работодателя-ИП (решение Петровского районного суда Ставропольского края от 31.08.2018 и Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 27.11.2018 по делу № 33-8942/2018).

На основании установленных таким судом фактов запись в трудовую книжку о прекращении договора с предыдущим работодателем (умершим ИП) может внести новый работодатель. Возможно применение нормы п. 28 Правил ведения и хранения трудовых книжек (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225). Формально в п. 28 Правил не указан факт смерти работодателя-ИП, но при наличии решения суда новый работодатель вправе внести запись о предыдущей работе.

Если нет возможности связаться с родственниками ИП и получить от них копию свидетельства о смерти, можно заказать выписку из ЕГРИП с датой и способом прекращения деятельности ИП. Выписка ЕГРИП является подтверждением в суде.

В жизни, однако, бывает мало желающих идти в суд. Практикуется другой вариант: лицо, имеющее право вести кадровые дела ИП, оформляет всем работникам увольнение «по собственному желанию» и все документы по нему задним числом, за день, предшествующий дню смерти предпринимателя. Если такого лица нет — то же самое делается от лица ИП. Из этических соображений не станем приводить подробности, как.

Формально это неправомерно. Неформально — считающегося ликвидированным ИП, которого уже нет, никто не будет проверять. Возможность проверки исчезла вместе с ИП.

Отметим, что с введением электронных трудовых книжек общая картина особенно не меняется. Сведения в электронную книжку все равно должен вносить работодатель, которого нет.

Вопрос с электронной книжкой может быть решен при сдаче СЗВ-ТД. Но и здесь подстерегают сложности. Об этом далее.

Что будет со стажем работников ИП, если он умер?

Пенсионный стаж

Основным источником данных для формирования пенсионного стажа являются сведения индивидуального учета из отчетности, сдаваемой работодателем. Отсутствие законной возможности сдать эту отчетность после смерти ИП-работодателя — один из самых существенных пробелов в законодательстве. Часть стажа за «неотчитанный» период, скорее всего, будет утрачена.

Выходов из ситуации немного. Основной — попробовать договориться с ФНС и ПФР, чтобы все-таки приняли отчетность, влияющую на будущую пенсию работников.

Для этого можно письменно обратиться к руководству территориальных органов инстанций, куда надо сдать отчеты. В письме изложить просьбу принять отчетность и причину «в связи со смертью работодателя — физического лица». Можно приложить подтверждения, например, копию свидетельства о смерти. Как показывает практика, в большинстве случаев контролирующие органы идут навстречу обратившимся.

Выписками из сданных отчетов надо снабдить и самих работников, независимо от того, как им оформляется прекращение трудового договора.

Если у ИП есть ЭЦП, часто пробуют сдать отчетность электронно. Способ не самый удачный, поскольку информация о дате смерти и одновременной ликвидации ИП довольно быстро попадает в ФНС и ПФР, и будет понятно, что отчет подписан ЭЦП, уже не имеющей силы на дату сдачи. Скорее всего, отчеты «завернут», и они будут считаться несданным.

То же касается и подписания отчетности по утратившей силу доверенности. Иногда, если смерть ИП пришлась на отчетный период, и подпись оформили задним числом, это может сработать. Но такие случаи — скорее, исключение.

Стаж для расчета больничных

Тем, кто уже имеет право на 100%-ную оплату больничного листа, можно не беспокоиться. Тем, кто еще не набрал положенные 8 лет для полной оплаты больничного, следует особенно внимательно отнестись к оформлению увольнения и подтверждению официального трудоустройства.

Подводим итоги

Exit mobile version