С 01.07.2021 при несогласии с решениями и действиями контролеров обращаться напрямую в суд компания или ИП смогут не всегда. Механизм досудебного обжалования стал обязательным для отдельных видов федерального контроля, в том числе по проверкам ГИТ. Что нужно знать работодателям в связи с введением этой обязательной процедуры, расскажем в материале.
Что говорит закон об обязательном досудебном обжаловании
Закон гласит — судебное обжалование решений контрольного органа, действий или бездействия его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования (ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле …»). Эта норма вступает в силу с 01.01.2023 (ч. 3 ст. 98 Закона № 248-ФЗ).
Таким образом, требование о необходимости обязательного досудебного обжалования решений надзорного органа и действий (бездействия) его должностных лиц вступает в силу с 01.01.2023.
В тоже время по ч. 13 ст. 98 закона № 248-ФЗ Правительство РФ определяет виды контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется уже с 01.07.2021. Такой перечень утвержден Постановлением Правительства от 28.04.2021 № 663.
Кто рассматривает жалобы
На сайте госуслуг перечислены ведомства, которые с 01.07.2021 рассматривают жалобы в досудебном порядке: МЧС России, Ростехнадзор, Росздравнадзор, Роструд, Росстандарт, ФССП и т. д.
С 2023 года в этот список будут включены все виды федерального контроля.
Как подать жалобу
Жалобы подаются в электронной форме через специальный сервис «Жалоба на решение контрольного органа» на Госуслугах.
На главной странице сервиса выдается список, на что можно пожаловаться (акт по результатам проверки, решение и т. д.):
Для оформления жалобы нужно заполнить специальную форму:
Сначала нужно ответить на несколько вопросов, выбрав нужный ответ («да» или «нет»):
- требуется ли приостановить исполнение обжалуемого решения;
- требуется ли восстановить срок подачи жалобы (выберите «нет», если жалоба подается в установленные сроки).
Затем сервис предложит выбрать из выпадающего списка предмет обжалования:
Далее в отдельное поле нужно внести номер проверки из единого реестра проверок и изложить суть жалобы. На текст жалобы отводится максимум 9 000 символов. На следующем шаге сервис предлагает прикрепить подтверждающие документы.
Заполненную форму нужно подписать. Для этого компания применяет УКЭП, а гражданин может выбрать между УКЭП и простой электронной подписью (ст. 40 Закона № 248-ФЗ).
Теперь жалобу остается отправить и ждать решения.
Сколько ждать решения по жалобе и можно ли ее отозвать
Сначала вас уведомят о получении жалобы. Произойдет это в течение суток с момента ее отправления через сервис на госуслугах. Вам сообщат регистрационный номер и дату регистрации жалобы, наименование ведомства, в котором зарегистрирована жалоба, и ориентировочный срок ее рассмотрения.
О каждом значимом действии, совершенном уполномоченным ведомством по жалобе, вы будете получать через сервис онлайн-оповещение.
По итогам рассмотрения жалобы ведомство примет одно из решений:
- оставит без удовлетворения;
- полностью или частично отменит решение контрольного (надзорного) органа;
- полностью отменит решение контрольного органа и примет новое решение.
- признает действие (бездействие) должностных лиц незаконными и вынесет решение по существу.
Пока не принято решение по жалобе, ее можно отозвать. Но повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается (п. 8 ст. 40 Закона № 248-ФЗ).