СОУТ и СУОТ — два инструмента по охране труда с похожими аббревиатурами, которые могут существенно повысить безопасность на рабочих местах, но их часто путают работодатели. Сделав первое, считают необязательным второе. В действительности же оба инструмента принципиально разные, каждый из них необходимо изучить и применить в работе, поскольку игнорирование любого из них чревато штрафными санкциями.
Что такое СОУТ
По результатам осмотра специалисты определяют класс условий труда, на основе которого будут начисляться страховые взносы, закупаться спецодежда, выдаваться средства индивидуальной защиты и т. д.
Согласно ст. 3 Закона № 426 от 28.12.2013 такую оценку обязаны проводить все работодатели, имеющие наемных работников.
СОУТ не проводится только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников, а также вступивших в трудовые отношения с работодателями-физическими лицами, не являющимися ИП, или религиозными организациями. Это значит, что если у ООО только один работник — директор, который работает из дома, или у ИП нет наемных работников, то проводить СОУТ не нужно.
Условия труда по степени вредности и (или) опасности делятся на 4 класса (ст. 14 Закона № 426 от 28.12.2013).
Класс | Тип условий труда | Описание |
1 | Оптимальные | Отсутствует воздействие на работника вредных (опасных) производственных факторов. Работа на данном месте безопасна, есть предпосылки к высокому уровню работоспособности человека |
2 | Допустимые | Вредные и (или) опасные факторы есть, но в пределах допустимых норм, а измененное функциональное состояние организма человека восстанавливается во время отдыха между сменами |
3 | Вредные | Вредные и (или) опасные факторы превышают нормы, а для восстановления организма требуется более длительный период, чем отдых между сменами. Возможны стойкие изменения в организме, способствующие развитию профессиональных заболеваний с потерей трудоспособности в период трудовой деятельности |
4 | Опасные | Вредные и (или) опасные факторы способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия таких факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания |
Если вам присвоили 1-й или 2-й класс, вы обязаны контролировать условия труда и поддерживать безопасность работников (вовремя делать уборку, следить за состоянием освещения, вентиляции и т. д.). Однако если вы получили высокий класс риска — 3-й или 4-й, готовьтесь платить дополнительные взносы в ПФР (ст. 428 НК РФ), улучшать условия труда, предоставлять работникам гарантии и компенсации, средства коллективной и индивидуальной защиты (ст. 4 и 7 Закона № 426-ФЗ от 28.12.2013), выдавать им молоко или другие равноценные пищевые продукты (ст. 222 ТК РФ).
За непроведение специальной оценки условий труда или проведение ее с нарушениями установленного порядка предусмотрен административный штраф по п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ:
- на должностных лиц и ИП — от 5 до 10 тыс. руб.;
- на организацию — от 60 до 80 тыс. руб.
Отметим, что работодатель обязан в письменном виде ознакомить работника с результатами оценки на его рабочем месте, рассмотреть возражения работника по результатам заключения, а также улучшать условия труда на этом месте с учетом мнения эксперта (ст. 4 Закона № 426 от 28.12.2013).
Специальная оценка условий труда на рабочих местах проводится не реже чем раз в 5 лет. Организует и финансирует ее работодатель из своих средств (ст. 8 Закона № 426 от 28.12.2013).
Что такое СУОТ
С 1 января 2014 года любой работодатель, обязан разработать такую систему, внедрить на своем предприятии и контролировать ее исполнение (ст. 212 ТК РФ).
Проще говоря, СУОТ — это внутреннее положение, свод правил, при исполнении которых работники будут трудится в безопасных и комфортных условиях. Основан он на первой оценке СОУТ. Потому как выяснив уровень риска, работодатель сможет грамотно продумать, как обеспечить безопасность своих работников. Порядок составления системы регламентируется Приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н — далее Приказ.
Согласно п. 8 Приказа структура СУОТ включает в себя следующие разделы:
- политика и цели работодателя в области охраны труда;
- распределение обязанностей по охране труда между работниками;
- процедуры по подготовке работников по охране труда, организация и проведение оценки условий труда, управлению профессиональными рисками, наблюдению за здоровьем работников, информированию работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков и полагающихся компенсациях, обеспечению минимальных режимов труда и отдыха, обеспечению средствами индивидуальной защиты, молоком, лечебно-профилактическим питанием, обеспечению безопасного выполнения подрядных работ, а также планированию реализации этих процедур;
- контроль, мониторинг и улучшение функционирования СУОТ;
- реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
- управление документами СУОТ.
Разработать систему СУОТ можно самостоятельно или с помощью коммерческих фирм, оказывающих такие услуги. Однако содержание всех положений, приказов и документов, составляющих СУОТ, должны быть тщательно продуманы и внедрены в работу. Отсутствие положений может выясниться не только при несчастном случае на рабочем месте, но и при любой проверке трудовой инспекцией.
За нарушение требований в области охраны труда, коим можно считать отказ работодателя от системы СУОТ, предусмотрена административная ответственность по п. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ: должностному лицу и ИП полагается штраф от 2 до 5 тыс. руб., организации — от 50 до 80 тыс. руб.
Подводим итоги
- СОУТ — внешняя оценка условий труда, воздействующих на работников в течение дня. Аккредитованные эксперты определяют класс по степени вредности и опасности, на основе которого работодатель сможет улучшить условия для персонала, чем сократит риски несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- СУОТ — внутренняя разработка системы охраны труда, свода правил и положений на основе присвоенного класса рисков и заключения эксперта после оценки СОУТ.
- Оба инструмента обязательны к исполнению, поскольку направлены на выявление слабых сторон в области охраны труда на предприятии и сохранение здоровья работников.