Site icon Блог Кадровика

Ведение трудовых книжек в филиалах

Организация приняла решение об открытии филиала в другом городе. Перед руководителем встал вопрос, как организовать работу с трудовыми книжками в этом обособленном подразделении. Разберемся, могут ли трудовые книжки храниться в филиале и вправе ли руководитель подразделения вносить в них записи о приеме на работу и увольнении.

Трудовые книжки в филиалах: хранение, ведение и учет

Ответственность за хранение, ведение и выдачу трудовых книжек несет работодатель. По его распоряжению работу с этими документами может вести кадровая служба или иное уполномоченное лицо (п. 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек…, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225). Работодатель — физическое или юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником (ч. 4 ст. 20 ТК РФ).

Для сотрудников филиала работодателем выступает не обособленное подразделение, а головная организация. Связано это с тем, что филиал не является самостоятельным юридическим лицом и не может выступать в качестве работодателя и принимать решения о приеме на работу или увольнении с нее работников. Это касается также и тех филиалов, что выделены на отдельный баланс, имеют расчетный счет и выплачивают зарплату свои работниками самостоятельно. Такие полномочия возникают у филиала только если его ими наделяет головная организация.

Порядок ведения, хранения и учета трудовых книжек филиала законом не устанавливается и зависит от формы организации кадрового делопроизводства в организации:

Все кадровое делопроизводство ведется в головной организации.

Филиалы самостоятельно ведут кадровый учет по своим сотрудникам.

Полномочия по ведению кадрового учета распределяются между головной организацией и обособленным подразделением. Так, например, внесение записей в трудовую книжку о приеме на работу и увольнении с нее производится в головной организации, а записи о продвижении по службе производятся в филиале.

Форму ведения кадрового учета необходимо закрепить в локальном акте организации, например, в Положении о кадровой политике. В этом же документе следует отразить порядок и место ведения кадровых документов.

Рассмотрим подробнее каждый из этих вариантов работы с трудовыми книжками.

Централизованная форма делопроизводства

Вся работа с трудовыми книжками при централизованной форме делопроизводства ведется головной организацией. Этот вариант оптимален для компаний с 1-2 филиалами и небольшим количеством сотрудников в них.

Если же обособленных подразделений много и (или) они расположены в разных городах, лучше использовать децентрализованную или смешанную формы делопроизводства. Это позволит не только облегчить работу кадровикам, но и исключит риск пропуска сроков выдачи трудовых книжек при увольнении сотрудников.

Пропуск срока выдачи трудовой книжки из-за ведения кадрового учета в головной организации не является смягчающим обстоятельством.

Децентрализованная форма делопроизводства

Наиболее оптимальный вариант для территориально разобщенных структурных подразделений организации. Весь кадровый учет по сотрудникам филиала ведется непосредственно в самом структурном подразделении. Для этого руководителя филиала или уполномоченное лицо нужно наделить специальными полномочиями. Сделать это можно посредством издания руководителем организации соответствующего указа (распоряжения) или подготовки доверенности на имя руководителя филиала.

В указе или доверенности нужно четко прописать все полномочия лица, ответственного за ведение кадрового учета в филиале. Назначить ответственным за ведение, хранение и учет трудовых книжек в филиале можно:

Этот вариант подойдет филиалам с небольшим количеством сотрудников. В доверенности на имя руководителя нужно четко прописать все его полномочия по ведению кадрового учета.

Если ведение кадрового учета не относится к должностным обязанностям работника, с ним потребуется заключить допсоглашение к трудовому договору. Сделать это можно только с согласия сотрудника (ст. 60.2 ТК РФ).

Чтобы ответственное лицо филиала могло вносить записи в трудовую книжку, обособленное подразделение нужно обеспечить печатью с указанием названия организации, как юридического лица.

Если на печати филиала отсутствует название организации (например, стоит лишь название филиала или надпись: «Для кадровых документов»), то вносить записи в трудовую книжку такое подразделение не может. В этом случае трудовая направляется в головную организацию, где в нее вносится необходимая запись, после чего книжка снова возвращается в филиал.

При децентрализованной форме кадрового делопроизводства книга учета и движения трудовых книжек ведется только в филиале организации. В головном офисе дублировать ее не нужно.

Смешанная форма делопроизводства

При смешанной форме делопроизводства происходит разделение кадровых процессов между головной организацией и ее структурными подразделениями. Например, входящими и исходящими документами занимается головная организация, а внутренними (включая работу с трудовыми книжками) — обособленное подразделение.

С особенностями ведения, хранения, учета и выдачи трудовых книжек можно ознакомиться здесь.

Запись в трудовой книжке филиала

Независимо от выбранной формы делопроизводства прием на работу сотрудника в филиал осуществляется всегда от имени работодателя, то есть головной организации, но в трудовом договоре и трудовой книжке с сотрудником нужно отразить, что принимается он в филиал. Указывать точный адрес филиала в трудовом договоре не нужно, достаточно лишь внести название организации и населенный пункт, в котором располагается обособленное подразделение.

Что же касается трудовой книжки, то внести запись в нее, при приеме сотрудника в филиал, можно 2 способами:

Ведение трудовых книжек в филиалах

Ведение трудовых книжек в филиалах

Во избежание возможных споров с представителями трудовой инспекции рекомендуем использовать первый способ (с указанием названия филиала в заголовке).

Ведение электронных трудовых книжек 2020

С 01.01.2020 начался поэтапный переход с бумажного варианта ведения трудовой на электронный. На полный переход к новой форме ведения сведений о трудовой деятельности отводится весь 2020 год. Начиная с 2021 года бумажные трудовые утратят свою актуальность и использовать их смогут только те сотрудники, что выбрали такой формат ведения трудовых. Новым сотрудникам с 2021 года будут оформляться только электронные трудовые книжки.

Работодатели до 30 июня должны были уведомить своих сотрудников о выборе формы ведения трудовой, а сами работники до конца года должны решить, какой вариант им удобней: как и прежде — в бумажной форме, или по-новому — в электронном формате.

С пошаговой инструкцией по переходу на электронные трудовые книжки можно ознакомиться в этой статье.

Особенности уведомления сотрудников о выборе способа ведения трудовой книжки, а также порядок выдачи сведений о трудовой деятельности зависит от применяемой в организации формы делопроизводства. При централизованной форме всеми этими вопросами занимается головная организация, в которой ведется весь кадровый учет. При децентрализованной форме, каждый филиал самостоятельно уведомляет своих сотрудников о необходимости выбора варианта ведения трудовой и самостоятельно выдает данные о работе по форме СТД-Р запросившему их сотруднику.

Подводим итоги

Exit mobile version