Трудовым кодексом прямо не прописано, как уволить сотрудника за хамство. Некорректное поведение специалиста на рабочем месте не выделено в отдельную статью, характеризующую основания для одностороннего расторжения трудового договора.
Если особенности обращения сотрудника с клиентами и коллегами приводят к нежелательным последствиям, наниматель может соотнести такую манеру работы с законодательным списком причин увольнения.
Некорректное общение вредит бизнесу
Недостойное поведение специалиста в рабочее время можно расценивать как повод для рассмотрения вопроса о прекращении сотрудничества, если манера общения идет вразрез с условиями трудового контракта, должностной инструкции, законодательством или локальными регламентами работы. Как уволить сотрудника за хамство? Наниматель может оформить недостойное поведение как:
- несоблюдение правил трудовой дисциплины и корпоративной этики, которые утверждены положениями внутренней политики компании (такое основание увольнения предусмотрено ст. 81 ТК РФ);
- ненадлежащее исполнение трудовых функций или отказ от выполнения всего объема рабочих обязанностей (регламентируется ст. 192 ТК РФ).
На первом этапе надо задокументировать факты пренебрежительного отношения работника по отношению к другим людям. При рассмотрении вопроса о наказаниях для нерадивого работника необходимо учитывать косвенные обстоятельства. В частности, на кого было направлено хамство, так как нельзя ставить знак равенства между грубым общением с клиентами и нецензурными выражениями в личных беседах с коллегами. При единичном случае нарушения трудовой этики наниматель может:
- сделать должностному лицу устное замечание;
- вынести выговор и отразить это в приказе;
- уволить в рамках дисциплинарного взыскания.
Порядок действий работодателя
Для правильного проведения процедуры расторжения контракта с работником руководитель предприятия должен подготовить весомые доказательства некорректности поведения специалиста. Как уволить сотрудника за хамство:
- нормы корпоративной этики должны быть введены в действие для наемного персонала локальным актом. С поведенческими нормативами члены трудового коллектива знакомятся под роспись. В Положении о внутреннем распорядке необходимо предусмотреть меры воздействия на нарушителей этических стандартов фирмы;
- следующее обязательное условие – ознакомление работников с критериями оценки уровня корректности поведения на рабочем месте. Это подтверждается собственноручными подписями о прочтении локального документа или прохождении специализированного инструктажа;
- выявленный факт хамского поведения документируется актом. Поводом для проверки корректности общения может стать жалобная запись в книге отзывов, докладная записка от коллег;
- единичный случай хамства – повод для применения предупредительных мер (замечание, выговор, депремирование). За повторный случай неподобающего поведения можно прибегнуть к увольнению;
- работодатель вправе истребовать у провинившегося лица письменные пояснения. На их подготовку работнику отводится не более двух рабочих дней;
- каждое нарушение трудовой дисциплины фиксируется приказом о дисциплинарном взыскании с указанием вреда, нанесенного бизнесу хамским поведением.
Руководство компании при назначении выговора и других дисциплинарных взысканий должно соблюдать сроки вынесения подобных решений – месяц с даты произошедшего нарушения правил.
За один проступок наказать можно только единожды, то есть за один случай работодатель может применить к сотруднику один вид меры ответственности. При появлении некорректных форм общения внутри коллектива наниматель может не вмешиваться в конфликт – он не обязан создавать комфортный психологический климат работы.
Единственный случай, когда руководство фирмы может быть привлечено к ответственности из-за внутренних конфликтов в коллективе – если у пострадавшего от хамского отношения коллег произошли психические расстройства на этой почве.