Site icon Блог Кадровика

Все о массовом увольнении

При высвобождении большого числа наемного персонала сокращение может быть охарактеризовано как массовое увольнение. Эта процедура является законной при условии соблюдения работодателем всех нюансов расторжения трудовых контрактов.

Право работодателя

В такой ситуации инициатором прекращения сотрудничества выступает наниматель. Причина обусловлена сокращением штата в результате внесения изменений в действующую структуру иерархии подчиненности или введения нового штатного расписания с отменой текущего.

Работодатель уполномочен самостоятельно решать вопросы оптимизации процесса использования трудовых ресурсов. Он не обязан отчитываться перед трудовым коллективом о мотивах изменения штатной структуры или численности.

Исключение предусмотрено для ситуаций, когда уволенное должностное лицо оспаривает расторжение с ним трудового договора в судебном порядке. При разбирательстве в суде работодателю придется обосновать свое решение об уменьшении штата и доказать, что процедура проведена строго по закону.

Признаки массовости сокращения

Для сокращения характерно уменьшение численности наемного персонала за счет снижения количества однотипных должностей в штатном расписании. Если корректировки штатного расписания затрагивают не отдельные должности, а пересматривают структуру подразделений, меняют иерархию подчиненности отделов, речь идет о сокращении штата. Массовое увольнение работников предполагает высвобождение большого числа наемного персонала в соответствии с обозначенными законодательством временными и количественными критериями.

Признаки массовости сокращения для разных отраслей хозяйствования индивидуальны. Они определяются отраслевыми правовыми актами и регламентами. Например, применительно к организациям в сфере эксплуатации железнодорожного транспорта условие массовости выполняется, если под сокращение попало 5% персонала (или более). Расчет процента высвобождения должностей ведется с привязкой к последним 3 месяцам.

Минкультуры совместно с отраслевой профсоюзной структурой постановило, что критерии массового увольнения работников определяются следующими параметрами:

Количественные показатели выводятся и сравниваются с критериями с учетом месячного интервала. Если указанные параметры были достигнуты организацией по итогам суммирования двух месяцев, высвобождение кадров не будет считаться массовым. Рассматривать соотношение процента увольнений к числу трудоустроенных необходимо в разрезе каждого месяца отдельно.

Московским работодателям необходимо ориентироваться на трехстороннее соглашение, подписанное Правительством города и объединениями профсоюзов и работодателей. Этим правовым документом оговариваются следующие признаки массовости увольнений:

При отсутствии отраслевых или ведомственных рекомендаций по определению критериев массовости соотносить действующие показатели необходимо с нормами постановления Совета Министров РФ от 05.02.1993 № 99. При сокращении в массовом объеме наниматель обязан уведомить персонал о расторжении контрактов за 2 месяца до даты увольнения. Профсоюз и служба занятости должны быть оповещены работодателем за 3 месяца до даты высвобождении кадровых работников.

 

Exit mobile version