Учет выручки представляет особый интерес для налоговиков, т. к. в большинстве случаев размер обязательств перед бюджетом прямо пропорционален доходам плательщика. В марте ФНС утвердила перечень нормативных актов, соответствие которым должны обеспечить субъекты при применении ККТ. Расскажем, какие нарушения могут выявить налоговые инспекторы и как за них накажут.
Новый перечень нормативных актов в сфере ККТ
ФНС Приказом от 03.04.2017 № ММВ-7-2/278@ утвердила список нормативных правовых актов, исполнение которых проверяется налоговыми инспекторами при контрольных мероприятиях. Приложением 8 к этому приказу установлен перечень документов с требованиями к порядку применения ККТ и полноте учета выручки.
Приказом от 05.03.2021 № ЕД-7-20/174@ ФНС внесла изменения в Приказ № ММВ-7-2/278@ и скорректировала приложение 8.Принципиальных нововведений налоговики не ввели, но более подробно описали, что проверят, кого проверят и как накажут за конкретные нарушения.
Об изменениях по ККТ в 2021 году читайте наш материал.
Кассовые нарушения ИП и организаций в 2021 году
ИП и организации вне зависимости от вида деятельности проверяются на соответствие Федеральному закону от 22.03.2005 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ ИП, совершившие административные правонарушения, несут ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное. Это мы учли при составлении сводной таблицы кассовых правонарушений:
Ссылка на нарушаемые положения Закона № 54-ФЗ | Нарушение | Ответственность по КоАП РФ | Примечание | |||
Основание | ИП | Должностные лица | Организации | |||
Ст. 1.2, 2, 4-4.3, 4.7, 5 | Неприменение ККТ | Ч. 2 ст. 14.5 | Штраф 1/4 – 1/2 от суммы непробитого чека, но не менее 10 000 руб. | Штраф 3/4 – 4/4 от суммы непробитого чека, но не менее 30 000 руб. | ||
Повторное неприменение ККТ, если сумма непробитых чеков составила 1 млн. руб. и более | Ч. 3 ст. 14.5 | Приостановление деятельности до 90 суток | Дисквалификация от 1 года до 2 лет | Приостановление деятельности до 90 суток | ||
Применение ККТ, не соответствующей требованиям закона, или с нарушением порядка ее регистрации | Ч. 4 ст. 14.5 | Предупреждение или штраф 1 500 – 3 000 руб. | Предупреждение или штраф 5 000 – 10 000 руб. | В данном случае нарушаются также Приказы ФНС от 16.05.2017 № ММВ-7-20/484@, от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@ | ||
Непредставление информации по запросу ИФНС либо представление с нарушением срока | Ч. 5 ст. 14.5 | В данном случае нарушаются также Приказы ФНС от 29.05.2017 № ММВ-7-20/483@, от 21.03.2017 № ММВ-7-20/232@ | ||||
Невыдача кассового чека или БСО | Ч. 6 ст. 14.5 | Предупреждение или штраф 2 000 руб. | Предупреждение или штраф 10 000 руб. | |||
П. 2-6 ст. 3 | Продажа ККТ или фискальных накопителей, не зарегистрированных в соответствующем реестре | Ч. 13 ст. 14.5 | — | Штраф 10 000 – 20 000 руб. | Штраф 100 000 – 200 000 руб. | Проверке подлежат только организации. В данном случае нарушается также Приказ ФНС от 16.05.2017 № ММВ-7-20/456@ |
Что такое оперативный налоговый контроль при применении ККТ — читайте здесь.
Кассовые нарушения отдельных лиц в 2021 году
Некоторые субъекты занимают особое положение в сфере применения ККТ:
- операторы фискальных данных — организации, которые вправе обрабатывать информацию о расчетах, о применяемой ККТ и передавать ее в ФНС;
- экспертные организации, которые выдают операторам фискальных данных заключения об их соответствии требованиям закона;
- платежные агенты и субагенты — организации и ИП, принимающие платежи через банкоматы и терминалы и сдающие средства на спецсчета в банках.
Для таких субъектов введен особый перечень нарушений:
Документ | Ссылка на нарушаемые положения | Нарушение | Ответственность по КоАП РФ | Примечание | |||
Основание | ИП | Должностные лица | Организации | ||||
Закон № 54-ФЗ | Ст. 3.1 | Выдача экспертной организацией заведомо ложных заключений о соответствии ККТ или технических средств оператора фискальных данных требованиям закона | Ч .14 ст. 14.5 | — | Штраф 40 000 – 50 000 руб. | Штраф 500 000 – 1 000 000 руб. | По данным основаниям проверяются только экспертные организации. Также нарушается Приказ ФНС от 26.07.2019 № ММВ-7-20/381@ |
Непредставление либо несвоевременное представление заключений в ФНС | Ч. 15 ст. 14.5 | — | Штраф 10 000 – 20 000 руб. | Штраф 100 000 – 200 000 руб. | |||
Ст. 4.4-4.6 | Нарушение оператором обязанности по обработке и передаче фискальных данных или обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты данных | Ч. 7 ст. 14.5 | — | Штраф 40 000 – 50 000 руб. | Штраф 500 000 – 1 000 000 руб. | По данным основаниям проверяются организации-операторы фискальных данных
|
|
Неисполнение обязанностей оператором, если его разрешение на обработку фискальных данных аннулировано | Ч. 8 ст. 14.5 | — | Штраф 30 000 – 40 000 руб. | Штраф 300 000 – 500 000 руб. | |||
Подача оператором недостоверных сведений при соискании разрешения | Ч. 9 ст. 14.5 | — | Штраф 20 000 – 30 000 руб. | Штраф 200 000 – 300 000 руб. | |||
Непредставление оператором в ИФНС уведомления о заключении, изменении или расторжении договоров на обработку фискальных данных, или нарушение срока представления такого уведомления | Ч. 10 ст. 14.5 | — | Штраф 10 000 – 20 000 руб. | Штраф 100 000 – 200 000 руб. | |||
Непредставление или несвоевременное представление оператором уведомления об изменении сведений об операторе | Ч. 11 ст. 14.5 | — | Штраф 10 000 – 20 000 руб. | Штраф 100 000 – 200 000 руб. | |||
Иные нарушения, допущенные операторами фискальных данных | Ч. 12 ст. 14.5 | — | Штраф 5 000 – 10 000 руб. | Штраф 50 000 – 100 000 руб. | Также нарушаются Приказы ФНС от 14.12.2017 № ММВ-7-20/1061@ и от 25.01.2018 № ММВ-7-20/44@ | ||
Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» | Ст. 4, 7 | Неиспользование платежными агентами и субагентами спецсчетов и несдача средств, полученных от плательщиков, на такие счета | Ч. 2 ст. 15.1 | Штраф 4 000 – 5 000 руб. | Штраф 40 000 – 50 000 руб. |
По данным основаниям проверяются платежные агенты и субагенты, которыми могут быть и организации, и ИП |
|
Ст. 5, 6 | Неприменение ККТ, в т.ч. повторное при выручке 1 млн руб. и более.
Применение ККТ, не соответствующей закону. Невыдача чеков и БСО |
Виды ответственности аналогичны нарушениям Закона № 54-ФЗ — ч. 2-4 и 6 ст. 14.5 | |||||
Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» | Ст. 14 | Неиспользование платежными агентами и субагентами спецсчетов и несдача средств, полученных от плательщиков, на такие счета | Ч. 2 ст. 15.1 | Штраф 4 000 – 5 000 руб. | Штраф 40 000 – 50 000 руб. |
О новых форматах кассовых чеков вы узнаете из статьи.
Как избежать ответственности за нарушения при применении ККТ
Примечание к ст. 14.5 КоАП РФ указывает на обстоятельства, при которых нарушитель избежит наказания за нарушения в сфере ККТ по ч. 2, 4, 6 той же статьи:
- лицо добровольно в письменной форме заявляет в ФНС о допущении правонарушения, но до момента вынесения постановления по делу его исправляет, в т. ч. направляя инспекторам кассовый чек коррекции (или БСО коррекции);
- налоговый орган на момент обращения не располагал информацией о нарушении;
- сведений, полученных от нарушителя, достаточно для установления факта административного правонарушения.
Все эти условия должны выполняться одновременно.
Сколько хранятся кассовые документы — читайте в статье.
Подводим итоги
- В марте 2021 года ФНС уточнила перечень нормативных правовых актов, исполнение которых контролируется при проведении проверок применения ККТ.
- Фактически инспекторы конкретизировали виды правонарушений и меры ответственности по каждому из них.
- До момента обнаружения нарушения налоговым инспектором лицо вправе добровольно заявить о неисполнении обязанностей в сфере ККТ и избежать административной ответственности.