Минтранс утвердил новые правила, регулирующие труд водителей автомобилей в 2021-2026 годах. В этой статье расскажем о том, что изменилось с 01.01.2021.
Чем регулируются требования к режиму труда и отдыха водителей
Ч. 2 ст. 329 ТК РФ наделяет Минтранс правом устанавливать особенности труда и отдыха работников, связанных с управлением транспортными средствами. До конца 2020 года действовал Приказ ведомства от 20.08.2004 № 15, а с 2021 года в силу вступил новый — от 16.10.2020 № 424.Расскажем подробнее, какие условия работы водителей изменятся.
Новое время труда водителей
С 01.01.2021 меняется допустимое время управления автомобилем:
Условия |
Как стало с 01.01.2021 |
Как было |
Допустимое время вождения в сутки |
|
|
Кому можно увеличить ежедневную работу (смену) до 12 час. |
|
|
|
Водителям регулярных автобусных городских и пригородных рейсов |
Об изменениях в путевых листах с 2021 года читайте здесь.
Как разрешат делить смены водителей
С 01.01.2021 при разрешении водителя его рабочий день допускается делить на смены:
Условия |
Как стало с 01.01.2021 |
Как было |
Начало первого междусменного перерыва | Не позднее, чем через 5 часов с момента начала работы | |
Время междусменных перерывов за день |
|
|
— | Разделение смен на части разрешалось только при перевозках автобусами на регулярных рейсах и при передвижении госслужащих на служебных машинах | |
Где предоставляется междусменный перерыв | В местах, дающих водителю возможность использовать время отдыха по своему усмотрению | |
— | Место должно было соответствовать расписанию движения |
Как и прежде, время перерыва между частями смены в рабочее не включается.
Новое время отдыха водителей
Разберемся, как с 01.01.2021 водители будут отдыхать:
Условия |
Как стало с 01.01.2021 |
Как было |
Еженедельный непрерывный отдых |
|
Минимум 42 часа |
Специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем |
|
|
Ежедневный отдых при суммированном учете |
|
|
Перерыв для отдыха и питания |
|
Подробнее о нормах отдыха водителей читайте материал.
Как проверить время управления автомобилем
Для контроля времени нахождения за рулем и отдыха водителя используются специальные устройства — тахографы.
С 01.01.2021 вступают новые требования к таким приборам — согласно Приказу Минтранса от 28.10.2020 № 440. Установка тахографа на транспортное средство обязательна, если оно относится к категории:
Категория | Уточнение | Какие ТС относятся к категории (согласно Регламенту ТР ТС 018/2011, принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877) | |
N2 | При эксплуатации организациями и ИП | ТС для перевозки грузов | Технически допустимая максимальная масса — свыше 3,5 т до 12 т включительно |
N3 | Технически допустимая максимальная масса — более 12 т | ||
M2 | При эксплуатации организациями и ИП, в т. ч. осуществляющие регулярные перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями | ТС, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, кроме места водителя, более 8 мест для сидения, | Технически допустимая максимальная масса — не более 5 т |
M3 | Технически допустимая максимальная масса — свыше 5 т | ||
— | При эксплуатации гражданами | Грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 т, и автобусы |
Подробнее о правилах эксплуатации тахографов читайте статью.
Ответственность за нарушение режима труда водителей
Санкции вводит ст. 11.23 КоАП РФ, последние изменения в которую были внесены 01.11.2019:
Нарушение | Кого накажут | Санкция |
|
Водителя | Штраф от 3 000 до 5 000 руб. |
Должностное лицо | Штраф от 7 000 до 10 000 руб. | |
ИП | Штраф от 15 000 до 25 000 руб. | |
Организацию | Штраф от 20 000 до 50 000 руб. | |
Несоблюдение норм времени управления автомобилем и времени отдыха | Водителя | Штраф от 1 500 до 2 000 руб. |
Должностное лицо | Штраф от 7 000 до 10 000 руб. | |
ИП | Штраф от 15 000 до 25 000 руб. | |
Организацию | Штраф от 20 000 до 50 000 руб. |
Как проверяет работодателей ГИТ — читайте здесь.
Подводим итоги
- С 1 января 2021 года вступают в силу новые правила регулирования режима труда и отдыха водителей:
- водителям будет предоставлено дополнительное время, чтобы завершить перевозку или доехать до стоянки;
- разрешается разделение смен на части при любых перевозках;
- увеличивается время еженедельного непрерывного отдыха до 45 часов.
- Режим труда и отдыха водителей, как и прежде, проверят по тахографам. За нарушения накажут административными штрафами.