Нормы отдыха водителей в 2022 году

Соблюдение норм отдыха водителей — один из способов повышения уровня безопасности на дорогах. По мнению экспертов, самой массовой профессией в России является водитель. 7% от общего числа занятых, а это 5 млн человек, ежедневно садятся за «баранку», осуществляя перевозку грузов и пассажиров. Во время работы от водителя требуется постоянная концентрация внимания, как на дорогу, так и на участников дорожного движения. О нормах труда и отдыха водителей пойдет речь в этой статье.

Рабочее время водителя

Работа водителя состоит из:

  • управления автомобилем;
  • специальных перерывов для отдыха от вождения;
  • работ, не связанных с вождением;
  • подготовки к выходу на линию, возвращению с линии;
  • прохождения медицинских осмотров, а также времени на дорогу до места их проведения;
  • погрузки и разгрузки, посадки и высадки пассажиров;
  • самостоятельного выполнения ремонтных работ и технического обслуживания;
  • простоя из-за обстоятельств, не зависящих от водителя.

Время отдыха водителя

 Отдых водителя состоит из:

  • перерывов для отдыха и приема пищи;
  • отдыха между сменами или частями смены (ежедневный);
  • еженедельного отдыха.

Водитель вправе решать сам, как ему использовать время отдыха.

Нормы отдыха водителя

Что касается установленных временных норм для отдыха водителей, то с 1 января 2021 года они претерпели изменения в связи с вступлением в силу нового Приказа Минтранса России от 16.10.2020 № 424 и прекращением действия Приказа Минтранса России от 20.08.2004 № 15.

Одно из главных изменений коснулось минимального времени еженедельного отдыха водителя. Согласно новому приказу еженедельный отдых увеличивается с 42 до 45 часов. При этом работодатель вправе уменьшить еженедельный отдых до 24 часов, при условии предоставления недополученного водителем отдыха в будущем — в течение следующих 3 недель.

Особенности нормирования перерывов для приема пищи и отдыха:

  • Время такого перерыва должно составлять от 30 минут до двух часов. Рекомендуется предоставлять его в середине смены или рабочего дня.
  • Такая же длительность отдыха суммарно устанавливается при предоставлении двух и более перерывов за смену, превышающую 8 часов, если она регламентирована графиком сменности.
  • Длительность обеденных перерывов останавливается правилами внутреннего трудового распорядка предприятия.

Полезная информация от КонсультантПлюс

Смотрите готовое решение о том, какие есть особенности работы водителей автомобилей.

Для ежедневного отдыха предусмотрено большее количество нюансов:

  • Он должен быть в 2 или более раз продолжительнее предыдущей рабочей смены или предыдущего рабочего дня.
  • В 2022 году междусменный отдых разрешается сокращать до 11 часов при суммированном учете рабочего времени (в текущем году этот показатель установлен на отметке в 12 часов).
  • Допускается сокращать ежедневный отдых до 9 часов, но не более 3 раз в неделю.
  • Допускается делить ежедневный отпуск на части при условии, что первая из них будет составлять не менее 3 часов, а последняя — не менее 9 часов. Такая возможность отсутствует у водителей в составе экипажей.
  • В 2022 году года ежедневный отдых можно заменять еженедельным.
  • При необходимости заезда или выезда на паром или рельсовое транспортное средство допускается прерывание отдыха, но не более 2 раз и длительностью не более 1 часа суммарно.

На какие категории водителей распространяются нормы

Перечисленные нормы относятся к водителям, работающих по найму, а также к индивидуальным предпринимателям, которые управляют автомобилем самостоятельно.

Нормы не распространяются на водителей:

  • аварийно-спасательных и пожарных служб;
  • скорой медпомощи;
  • участвующих в предупреждении или ликвидации последствий чрезвычайных происшествий;
  • оперативно-розыскных служб;
  • военнослужащих в период военной службы;
  • международных рейсов.

Контроль соблюдения норм отдыха водителей

Режим труда и отдыха водителей можно контролировать с помощью специального устройства, установленного в автомобиле – тахографа. Тахографы должны быть установлены в автобусах и автомобилях, разрешенная масса которых превышает 3,5 тонны (Приказ Минтранса России от 26.10.2020 № 438). Управление таким транспортом без тахографа или с несоблюдением требований к его эксплуатации карается штрафом для водителя в размере от 3 000 до 5 000 руб. (п. 1 ст. 11.23 КоАП РФ). За выпуск на линию такого транспорта с нарушением этих же требований предусмотрены следующие штрафы (п. 2 ст. 11.23 КоАП РФ):

  • для должностных лиц — от 7 000 до 10 000 руб.;
  • для ИП — от 15 000 до 20 000 руб.;
  • для юридических лиц — от 20 000 до 50 000 руб.
Штраф не накладывается в случае поломки тахографа после выхода на линию.

Ответственность за несоблюдение норм труда и отдыха водителей

За нарушение указанных выше норм контролирующими органами накладываются следующие административные штрафы (п. 3 ст. 11.23 КоАП РФ):

  • для водителя — от 1 500 до 2 000 руб.;
  • для должностных лиц — от 7 000 руб. до 10 000 руб.;
  • для ИП — от 15 000 до 25 000 руб.;
  • для организаций — от 20 000 руб. до 50 000 руб.

Подводим итоги

  • Время исполнения водителем своих обязанностей состоит не только из времени управления транспортным средством, но и из перерывов для отдыха, времени подготовки транспорта и др.
  • Норма времени обеденного перерыва — от 30 минут до двух часов.
  • Норма ежедневного отдыха — двукратное превышение времени отдыха над рабочим временем. Но в некоторых случаях допускаются отклонения.
  • В 2022 году можно замещать ежедневный отдых еженедельным.
  • Еженедельный отдых в 2020 году составлял 42 часа, с 1 января 2021 — 45 часов. Возможно его сокращение до 24 часов, но при этом обязательно предоставление недополученного отдыха в течение следующих 3 недель.
  • На ряд категорий водителей указанные нормы не распространяются.
  • С помощью тахографа возможно контролировать режим труда и отдыха водителя.
  • В зависимости от того, на кого накладываются штрафы за несоблюдение норм труда и отдыха, они варьируются от 1 500 до 50 000 руб.
Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями: