В некоторых регионах РФ, присоединившихся к пилотному проекту ФСС, выплаты по листкам нетрудоспособности производятся непосредственно Соцстрахом. Рассмотрим механизм функционирования пилотного проекта, порядок представления документов, а также сроки назначения и выплаты пособия.
Проект «Прямые выплаты ФСС» в 2020 году
Пилотный проект ФСС на данный момент введен уже в 69 регионах РФ. С полным перечнем субъектов-участников можно ознакомиться в этой статье. С января 2021 года планируется распространить проект прямых выплат на всю территорию России.
Механизм работы пилотного проекта заключается в следующем:
- Сотрудник представляет работодателю больничный и все сопутствующие документы, подтверждающие страховой случай. Срок подачи листка нетрудоспособности и других документов, подтверждающих наступление страхового случая, составляет 6 месяцев после закрытия больничного.
- Работодатель в течение 5 дней передает пакет документов в ФСС.
- ФСС в течение 10 дней проверяет предоставленные работодателем бумаги и выдает решение о назначении либо об отказе в выплате пособия.
- Пособие перечисляется работнику на расчетный счет или переводится почтовым отправлением. Если каких-то документов не хватает либо они составлены некорректно, ФСС направит работодателю извещение. В течение 5 дней страхователь обязан их заменить либо предоставить недостающие документы.
Такой подход позволяет избежать ошибок в назначении и выплате пособия, обезопасить страхователя от выплат пособий по поддельному больничному листу, а застрахованному лицу гарантирует своевременную выплату средств.
В системе «прямые выплаты» выплачиваются следующие виды пособий:
- по беременности и родам (БиР);
- по уходу за ребенком;
- при рождении ребенка;
- при постановке на учет в ранние сроки беременности;
- при травме на производстве;
- по болезни.
Алгоритм начисления пособия не изменился: пособие за первые 3 дня болезни сотрудника выплачивается также из средств работодателя. Помимо этого работодатель оплачивает пособие на погребение и 4 дополнительных дня по уходу за детьми-инвалидами. Расходы по последним двум страховым случаям ФСС возмещает работодателю.
Участие в пилотном проекте «Прямые выплаты» обязательно для всех страхователей, зарегистрированных в данном регионе. Исключение — обособленные подразделения, которые не имеют расчетного счета и не начисляют заработную плату сотрудникам. При условии, что головная организация находится в регионе, где пилотный проект еще не введен.
Какие документы нужны для пилотного проекта
В случае болезни или отпуска по БиР запросите у сотрудника следующий пакет документов:
- больничный лист: бумажный или номер электронного бюллетеня;
- справки о величине заработка, полученного у других страхователей за 2 года, предшествующих году наступления страхового случая;
- заявление о выплате пособия (по форме из приложения № 1 Приказа ФСС от 24.11.2017 № 578).
Заявление заполняется сотрудником печатными буквами, ручкой черного цвета. Документ можно заполнить на компьютере и распечатать. Заявление от сотрудника берется в любом случае.
В отдельных страховых случаях могут потребоваться следующие дополнительные документы:
Пособие, выплата | Документы |
Единовременное пособие при постановке на учет в ранние сроки беременности | Справка из медучреждения, поставившего сотрудницу на учет |
Единовременное пособие при рождении ребенка |
Если родители в разводе, представляется свидетельство о расторжении брака и справка о совместном проживании с ребенком |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет |
|
Несчастный случай или травма на производстве |
|
Для возмещения пособия |
|
Оплата допдней по уходу за ребенком-инвалидом | Копия приказа о предоставлении дополнительных выходных дней |
Пособие на погребение | Справка о смерти |
При заполнении больничного листа не заполняйте следующие ячейки:
- «за счет средств ФСС»;
- «Итого начислено».
Как передать документы по прямым выплатам в ФСС
Способ передачи данных в ФСС зависит от среднесписочной численности сотрудников работодателя:
- 25 человек и более — документы, включая реестр сведений, направляются в ФСС в электронной форме;
- 24 человека и менее — документы, включая опись, можно направить в ФСС как в электронном виде, так и на бумаге.
Рассмотрим каждый из способов.
Прямые выплаты: электронный реестр
Реестр можно заполнить в отношении одного или нескольких работников, обратившихся в течение последних 5 календарных дней за назначением разного вида социальных пособий. Данные по каждому работнику необходимо указывать в отдельной строке реестра. В случае отсутствия данных для заполнения каких-либо граф в них проставляются прочерки.
Реестр заполняйте с учетом следующих особенностей:
- Если работник будет получать пособие на карту «Мир», адрес места жительства в графе 7 можно не заполнять.
Ряд пособий из ФСС выплачиваются только на карту «Мир». Подробнее об этом можно узнать здесь.
- В графу 19 «Причина нетрудоспособности» перенесите код из больничного листа.
- При замене лет расчетного периода в графе 37 «Расчетный
период» укажите дату заявления сотрудника, на основании которого производится замена. - В графах 39 и 40 «Сумма среднего заработка за расчетный период» укажите большую из величин: базу для расчета пособия или 24-кратный МРОТ.
- В графе 42 «Иная информация, влияющая на право получения пособия или исчисление его размера» укажите реквизиты справок по форме 182н от предыдущих работодателей или размер коэффициента, если сотрудник работает в местности, где применяется районный коэффициент.
В течение 5 календарных дней передайте в Соцстрах оригиналы вышеперечисленных документов. ФСС вернет их после проверки и назначения пособия (отказа в выплате).
Опись документов в ФСС: пилотный проект
Если среднесписочная численность 24 сотрудника и менее, вместо реестра заполните опись заявлений и документов. Форма описи приведена в приложении № 2 к Приказу ФСС РФ от 24.11.2017 № 578.
Пилотный проект ФСС: штрафы
За несвоевременную подачу документов или представление неполного пакета документов ФСС направит извещение и не выплатит пособие работнику. Должностным лицам могут выставить штраф в размере от 300 до 500 руб. (ч. 4 ст. 15.33 КоАП).
За непредставление сведений, например, об утрате права получения пособия застрахованным лицом, ФСС вправе потребовать возместить все понесенные расходы (п. 16 Постановления Правительства от 21.04.2011 № 294).
Как отразить пособие в расчете по страховым взносам
Расчет по страховым взносам утвержден Приказом ФНС от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@. Заполняйте его в привычном режиме. Приложение № 2 к Разделу 1 оформите с учетом следующих особенностей:
- в поле 001 «Код тарифа плательщика» укажите код «1»;
- проставьте нули в стр. 070 и 080.
Не включайте в расчет приложения 3 и 4 к Разделу 1 за исключением случая, когда страхователь выплатил пособие до того, как стал участником пилотного проекта. Например, если регион, в котором зарегистрирован работодатель присоединится к проекту в середине года или компания зарегистрировалась в регионе, участвующем в проекте, после переезда. В данном случае заполняйте приложения 3 и 4 только в части затрат на пособия, понесенные до начала участия в пилотном проекте.
Полезная информация от Консультант+
Вопрос: Организация – участник пилотного проекта ФСС РФ находится в процессе ликвидации. Один из работников нетрудоспособен и будет продолжать болеть после увольнения и ликвидации организации. Как такому работнику получать пособие по временной нетрудоспособности? В каком размере выплачивается данное пособие? Ответ смотрите здесь.
Подводим итоги
- В регионах, присоединившихся к проекту «Прямые выплаты», пособия перечисляются работнику напрямую из ФСС.
- Перечень документов, подаваемых работодателем-участником пилотного проекта в ФСС, зависит от страхового случая.
- Если численность сотрудников 25 человек и более, документы и реестр передаются в ФСС только в электронной форме.
- Если среднесписочная численность сотрудников 24 человека и меньше, документы и опись можно передать в ФСС как на бумаге, так и в электронном виде.