Site icon Блог Кадровика

Может ли работник отказаться от подписи в приказе?

С организационно-распорядительным документом, касающимся конкретного работника, этого работника принято знакомить под роспись. Но может ли он отказаться подписывать приказ? К каким последствиям это приведет? Подробности — в нашем материале.

Подписание работником документов — обязанность или право?

Трудовые отношения — это отношения договорного характера, которые подразумевают наличие у каждой из взаимодействующих сторон определенных прав и обязанностей (ст. 15, ст. 20 ТК РФ). Перечни прав и обязанностей, возникающих при таких отношениях, приведены в:

Среди обязанностей работодателя обозначено требование об ознакомлении работника с созданными работодателем локальными нормативными актами, касающимися трудовой деятельности этого работника, под роспись. Назначение подписи в этом случае понятно — только она может подтвердить, что содержание соответствующего документа доведено до сведения работника.

Между тем, в перечнях обязанностей и прав, установленных для работника, отсутствует упоминание об использовании его подписи при фиксировании факта ознакомления с документами. Это означает, что подписание локального нормативного акта не относится к числу обязанностей работника, но и права на отказ от подписи такого документа прямо тоже не предусмотрено.

Соотнести с правом на отказ от подписания каких-либо документов можно лишь имеющееся у работника право на защиту своих законных интересов любым не запрещенным законодательством способом. Таким способом может стать отказ от подписания изданного работодателем документа.

Причины отказа работника от подписания приказа

Причина, по которой работник отказывается подписывать касающийся его приказ, всегда одна и та же — работник не согласен с решением, принятым в отношении него работодателем. Однако его несогласие может иметь подоплеку:

Наличие законодательно обоснованной причины несогласия с приказом работодателя позволяет работнику воспользоваться правом на защиту своих законных интересов.

Оформление отказа от подписания приказа и его последствия

Факт отказа работника от проставления подписи, свидетельствующей об ознакомлении с изданным работодателем приказом, в любом случае следует оформить документально:

Последствиями отказа, основанного на эмоциях, становятся:

Следствием законодательно обоснованного отказа могут стать:

В последнем случае сообщение о несогласии с содержащимся в неподписанном работником приказе решением, направленное работодателю, послужит дополнительным аргументом, свидетельствующим о правомерности действий работника.

Полезная информация от КонсультантПлюс

Скачайте образец акта об отказе работника подписать приказ об увольнении по инициативе работодателя.

Подводим итоги

Exit mobile version