Site icon Блог Кадровика

Порядок действий при смене фамилии учредителем (директором) ООО

Случается, что единственный учредитель ООО сменил фамилию. Так как такими вопросами обычно занимается отдел кадров, директор поручает именно кадровикам выяснить порядок действий в такой ситуации. Рассказываем о порядке действий при смене фамилии учредителем (директором) ООО в нашей консультации.

Какой подход избрать

Когда смена фамилии происходит у рядового или не очень работника, то алгоритм действий известен:

  1. Заявление от него о смене фамилии.
  2. Приказ о смене фамилии
  3. Внесение изменений в документы.

Подробнее об этом см. “Приказ о смене фамилии в связи с вступлением в брак: образец“.

Но если фамилию меняет учредитель компании, то в данной ситуации всё по-другому. Ведь учредитель юрлица не обязательно фигурирует и как его сотрудник. Надо ли извещать налоговую и менять устав общества? Давайте разбираться вместе.

У учредителя новая фамилия: что делать

Так как в данной ситуации речь идет именно о статусе учредителя, не являющемся работником, то ни о каких заявления и приказах по кадрам речь не идет. Нельзя поменять то, чего нет.

В такой ситуации главный вопрос, который может возникнуть: надо ли направлять сообщение об изменении фамилии учредителя в налоговый орган? Дело в том, что информацию об учредителях содержит ЕГРЮЛ (подп. «д» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

По общему правилу, если изменение таких сведений произошло, то об этом надо сообщить в налоговую инспекцию по месту своего нахождения в течение 3-х рабочих дней (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Казалось бы, при смене паспортных данных учредителей сообщать об этом в налоговую не надо. Ведь этим займется территориальная паспортная служба при МВД России  (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ). Однако согласно буквальному толкованию действующего законодательства фамилия к паспортным данным не относится (подп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, подп. 3 п. 2 ст. 47 НК РФ). Поэтому в налоговую инспекцию о произошедших переменах лучше сообщить.

Тем более, что о данной обязанности организации свидетельствует лист Д «Сведения об участнике – физическом лице» заявления по форме № Р14001 (утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25), которое и следует представить в инспекцию в такой ситуации.

Таким образом, заявление по форме № Р14001 лучше подать. Ведь за непредставление таких сведений законодательством предусмотрен штраф по части 3 ст. 14.25 КоАП РФ.

В отношении изменения паспортных данных физических лиц – учредителей организации Закон № 129-ФЗ содержит оговорку: регистрирующий орган вносит сведения в ЕГРЮЛ на основании имеющейся у него информации о паспортных данных, полученной от органов, осуществляющих выдачу или замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории России, не позднее 5 рабочих дней со дня ее получения (п. 4 ст. 5). Однако «фамилия» прямо не отнесена к паспортным данным. Поэтому о смене фамилии  ИФНС лучше уведомить самостоятельно.

Изменения учредительных документов

Второй вопрос, который встает в ситуации, когда учредитель поменял фамилию – что делать с уставом организации?
Сразу скажем, что в общем случае компания не обязана изменять свои учредительные документы. Тем более что сведения об учредителях организации в состав обязательной информации, которая должна в уставе или ином учредительном документе, не входят (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, п. 3 ст. 11 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Однако есть и оборотная сторона этого вопроса: компания должна владеть достоверными сведениями о своих бенефициарах и иметь возможность предоставить их по запросу уполномоченного органа (ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

За невыполнения этого требования предусмотрена серьезная ответственность статьёй 14.25.1 КоАП РФ.

Поэтому, если в основном документе организации все же есть сведения об учредителе, безопаснее изменения в устав внести.

Согласно частям 3, 6, 7 статьи 6.1 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ <О противодействии отмыванию преступных доходов> организации обязаны:

  • регулярно, но не реже 1 раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученные сведения о них;
  • хранить информацию о своих бенефициарных владельцах не менее 5 лет со дня ее получения;
  • по запросу уполномоченного органа или налоговых органов представлять имеющуюся и документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах, в состав которой входит в том числе и фамилия;
  • раскрыть информацию о своих бенефициарных владельцах в отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ.
Exit mobile version