Постепенное снятие ограничений по коронавирусу возвращает работу предприятий в привычное русло. При этом основные рекомендации по профилактике COVID-19 сохраняются, а некоторых работников обязывают представлять справку об отсутствии коронавируса. Расскажем, где и как получить этот документ.
У кого могут потребовать справку об отсутствии коронавируса
Выделить категории сотрудников, с которых работодатели вправе потребовать справку об отсутствии COVID-19, позволяют:
- Постановление Главного государственного санитарного врача от 30.03.2020 № 9 (п. 1.5);
- Постановление Главного государственного санитарного врача от 22.05.2020 № 15 (п. 3.1 санитарно-эпидемиологических правил 3.1.3597-20);
- Письмо Роспотребнадзора от 20.05.2020 № 02/9876-2020-23 (рекомендации по профилактике инфекции).
Анализ данных документов показывает, что контролю подлежит состояние работников:
- вернувшихся из-за границы с симптомами респираторного заболевания;
- контактировавших с инфицированными коронавирусом гражданами;
- у которых диагностирована внебольничная пневмония;
- достигших 65 лет с симптомами ОРВИ;
- организаций постоянного пребывания при возникновении симптомов болезни;
- санаторно-курортных учреждений и специалистов, работающих в них на аутсорсинге;
- вахтовиков, трудящихся в труднодоступных местностях;
- медицинских учреждений, рискующих заразиться COVID-19 (более того, медработники еженедельно сдают тесты на коронавирус, а при наличии симптомов проверяются в срочном порядке).
Обязательность справки об отсутствии COVID-19
Вопрос о праве требовать у работника подобную справку очень спорный.
С одной стороны, документ не обязателен, т. к.:
- порядок проведения обязательных медосмотров на фоне пандемии не изменился, т. е. у работодателя нет права отстранить сотрудника от работы по данному основанию (ст. 76 ТК РФ);
- более того, сведения о состоянии здоровью работника — персональные данные, запрашивать которые руководство не вправе, потому что они не определяют возможность выполнения трудовых функций работником (ст. 88 ТК РФ).
С другой стороны, непростая эпидемиологическая обстановка в стране требует особого подхода:
- важнейшим становится вопрос сохранения здоровья граждан, в особенности — в сфере контактных услуг;
- возникают дополнительные полномочия у Роспотребнадзора, Главного государственного санитарного врача и региональных властей.
Сам Роспотребнадзор разрабатывает лишь рекомендации. Но учитывая, что на основании этих рекомендаций управления Роспотребнадзора в субъектах устанавливают предписания, фактически то, что рекомендовано, становится обязательно для исполнения.
Если трудовые функции работника не связаны с риском распространения коронавируса, требовать от него подобную справку не разрешается.
Полезная информация от КонсультантПлюс
Вопрос: Можно ли при приеме на работу работника требовать справку об отсутствии у него коронавируса?
Ответ: Нет. Трудовым законодательством представление справки об отсутствии инфекции COVID-19 при приеме на работу не предусмотрено. Обоснование смотрите здесь.
Справка об отсутствии коронавируса при приеме на работу
Процедура приема на работу в связи с пандемией также не менялась, новый вид справок не внесен в перечень документов, обязательных для представления соискателем.
Поэтому если проверка работников на коронавирус для фирмы обязательна, данный факт закрепляется в правилах внутреннего трудового распорядка с дальнейшим ознакомлением с ними сотрудников.
Как получить справку об отсутствии COVID-19
Место обращения за документом зависит от самочувствия сотрудника:
Симптомы ОРВИ есть | Симптомов ОРВИ нет |
Роспотребнадзор запретил частным лабораториям проводить тестирования, поэтому их проводят только государственные медучреждения по направлению:
|
Разрешено обратиться в частную клинику |
Тестирование бесплатно | Тестирование платно, возможно, что работодатель компенсирует расходы сотрудника |
В любом случае у обратившегося попросят предъявить паспорт, возьмут мазок из ротовой полости и носоглотки и отправят его на ПЦР-анализ, результат которого отразится в справке.
О том, как составить журнал тестирования работников на коронавирус, читайте здесь.
Как выглядит справка об отсутствии коронавируса
Бланк не имеет унифицированной формы, но он должен быть защищен от подделки и включать основные реквизиты:
- полное имя и дату рождения тестируемого;
- наименование лаборатории;
- дату забора материала для анализа;
- факт наличия симптомов заболевания на момент сдачи анализа;
- сведения о наличии и количестве РНК-вируса;
- отметку о повторном тестировании.
Справка об отсутствии новой коронавирусной инфекции может выглядеть так:
Помимо такой справки работодатель может запросить и другую — об отсутствии контактов с инфицированными гражданами. Этот документ выдает участковый терапевт.
Срок действия справки об отсутствии COVID-19
Заразиться коронавирусом граждане рискуют в любой момент, т. к. заболевание передается воздушно-капельным путем. Поэтому срок действия справки очень мал:
- в основном он составляет 7 дней;
- в некоторых сферах — 2 дня.
О необходимости очередного тестирования сообщит работодатель.
Подводим итоги
- На фоне неблагополучной эпидемиологической ситуации работодатели вправе потребовать справку об отсутствии коронавируса с некоторых сотрудников.
- Выдают такие справки по результатам анализа государственные медучреждения и частные лаборатории.
- Срок действия справки об отсутствии COVID-19 минимален — от 2 до 7 дней.