Какие требования к водителю наставнику 2019 предъявляет закон? Проведение обязательных стажировок порой вызывает вопросы у кадровиков. Ведь именно на кадровых специалистов обычно возлагают обязанность по документальному оформлению стажировки. Несмотря на то, что многим знакомо понятие стажировки, правила ее проведения нередко вызывают вопросы. Например, какие установлены требования к водителю наставнику на автобусе или ином типе транспортных средств знают далеко не все. Поговорим об этом в материале.
Работы с риском
Несмотря на распространенное мнение, обязанность проводить стажировку установлена исключительно для работодателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), принимающих сотрудников на работу с вредными и опасными условиями труда. Кроме этого обязательные стажировки предусмотрены некоторыми отраслевыми нормативно-правовыми актами (ст. 225 ТК РФ).
Так, например, водители, работающие на перевозках пассажиров и перевозках грузов, должны в обязательном порядке проходить стажировку (руководящий документ Минавтотранса РСФСР от 20.01.1986 № РД-200-РСФСР-12-0071-86-12).
Обязательная стажировка нередко вызывает вопросы, связанные с ее проведением. Один из популярных – вопрос про требования, предъявляемые к водителю наставнику. Ведь понятно, что на эту роль может претендовать далеко не всякий шофер.
Так как вопрос о квалификации руководителя стажировки не праздный, расскажем про требования к водителю наставнику. Нормативные документы, регулирующие данную сферу, подтвердят сделанные нами выводы.
Стаж рулит и бибикает
Итак, руководителем стажировки шоферов является водитель-наставник. Его кандидатура подбирается из штатных водителей предприятия, подходящих под следующие требования:
- потенциальный наставник не совершил за последний год по своей вине ни одного дорожно-транспортного происшествия;
- имеет подходящий стаж управления соответствующим транспортным средством (легковым такси или грузовиком – не менее 3 лет; автобусом, трамваем, троллейбусом – не менее 5 лет).
Таким образом, требования к водителю наставнику грузового автомобиля – это безаварийная езда и стаж управления грузовиком не менее трех лет.
Напомним, что стажировать водителей нужно не всегда. Министерство транспорта устанавливает конкретный перечень ситуаций, когда без стажировки не обойтись (п. 13-22 Порядка, утв. приказом Минтранса России от 11.03.2016 № 59):
- сотрудник устраивается на работу непосредственно после окончания учебы;
- трудоустройство происходит после перерыва в работе продолжительностью более года;
- сотрудник устраивается на работу на горный маршрут;
- сотрудник будет трудиться на новом типе транспортного средства или новом маршруте перевозок пассажиров.
Ученический договор можно заключить, в том числе, с лицом, собирающимся устроиться на работу. В данной ситуации договор станет гарантией, что трудоустройство состоится. Если вдруг после получения образования соискатель передумает заключать с работодателем трудовой договор, то он должен будет возместить ему затраты, связанные с обучением (подробнее об этом см., «Заключаем ученический договор с соискателем (образец 2019)»).
В свою очередь, требования к водителю наставнику автобуса более серьезные. Помимо отсутствия аварий, совершенных по вине руководителя стажировки, стаж его работы на автобусе должен быть не менее пяти лет.