Если сотрудник уволен, а работодатель требует возмещения причиненного материального вреда, то опираться нужно на нормы трудового, а не гражданского законодательства (Определение ВС РФ от 03.06.2020 № 9-КГ19-5).
Истец (компания) предъявляла претензии к ответчику (бывшему сотруднику) о возмещении материального вреда по причине хищения денежных средств из кассы. Организация обнаружила подлог и фальсификацию документов, на основании которых бывшая сотрудница украла у работодателя денежные средства.
Предъявив доказательства, компания заключила с ней соглашение о возмещении денежных средств. Однако должница возвратила часть средств, а не всю сумму, потому компания обратилась в суд.
В исковом требовании взыскивался возврат не только остатка задолженности, но и неустойки за просрочку выплаты. Бывшая сотрудница, в свою очередь, требовала признать заключенное соглашение недействительным, поскольку возвращать деньги она должна была по правилам ТК РФ, а не ГК РФ.
Суды первой и второй инстанций посчитали законными исковые требования компании в полном объеме, поскольку:
- сотрудница изначально признала законность заключенного соглашения, так как начала в добровольном порядке возвращать долг;
- на момент заключения соглашения трудовые отношения с ней были расторгнуты, и, соответственно, организация не должна была применять нормы ТК РФ.
Позиция ВС РФ оказалась противоположной: заключать с бывшим работником соглашение о возмещении ущерба необходимо по нормам ТК РФ, а не ГК РФ.
При этом работодателю следует провести соответствующую проверку по нанесенному ущербу и истребовать у работника объяснения. Кроме того, он должен установить величину нанесенного ущерба, выяснить причины и обстоятельства его возникновения, определить степень вины сотрудника.
Суды первой и второй инстанций не установили, соблюдалась ли данная процедура работодателем, а потому ВС РФ отменил принятые ими решения и направил дело на новое рассмотрение.