Site icon Блог Кадровика

Запрет на разговоры по телефону на работе — законно ли это?

Смартфоны прочно вошли в нашу жизнь. Мы используем их для звонков и не только: общение в соцсетях, просмотр контента, заказ товаров. На работе телефон, находящийся «всегда под рукой», часто отвлекает от выполнения задач. А иногда это может быть опасно для здоровья и жизни сотрудника. Поэтому работодатели вынуждены вводить ограничения в использовании мобильной связи на рабочем месте. Узнайте, законны ли подобные меры.

Законность ограничений на пользование телефоном

ТК РФ не запрещает работникам держать личный телефон на рабочем месте. Однако работодателям не возбраняется ограничивать их в совершении личных звонков и других действий с телефона во время работы.

С точки зрения Роструда такие меры вполне законны. Руководство организации вправе ввести ограничения или запрет, издав соответствующий приказ. Политика использования телефона в личных целях на работе направлена на предотвращение неблагоприятных последствий.

В обязанности работника входит соблюдение ПВТР и трудовой дисциплины (ч. 2 ст. 21 ТК РФ). Таким образом, работодатель вправе устанавливать локальным актом правила поведения сотрудников на работе и применять дисциплинарное наказание за их невыполнение.

Часто суды вступаются за работодателей, если сотрудник оспаривает наказание за пользование смартфоном на работе. Суд сочтет его правомерным, если запрет зафиксирован во внутренних актах компании и работник с ним ознакомлен (Определение Мосгорсуда от 25.07.2017 № 4г-9059/17, Апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского горсуда от 12.10.2016 по делу № 33-21470/2016, Апелляционное определение СК по гражданским делам Белгородского облсуда от 28.02.2017 по делу № 33-862/2017).

Рассмотрим причины запрета мобильных на работе.

Снижение количества производственных травм

Чаще всего ограничивают использование личных мобильников на режимных предприятиях, производствах с непрерывными производственными линиями, в транспортных и авиакомпаниях, некоторых медицинских и образовательных учреждениях. Запрет направлен на предупреждение получения травм, исключение помех в рабочем процессе. Например, воспрещается разговаривать по телефону во время вождения транспорта, выполнения хирургической операции, обслуживания производства.

Снижение производительности труда

Мобильники отвлекают от работы. Личные звонки, сообщения, обмен контентом мешают выполнению задач, снижают производительность труда. Руководитель может потребовать отключить телефон в трудовое время, если сотрудник не решает по нему рабочие вопросы. Это отвечает интересам работодателя — избежать материальных и финансовых потерь и в то же время не ущемляет права работника.

Нарушение конфиденциальности

Некоторые компании могут запретить сотрудникам делать снимки важных документов, объектов, оборудования. Вдобавок могут возникнуть притязания, если один человек фотографирует другого на рабочем месте без его разрешения или ведома.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.

Как оформить ограничение или запрет на пользование мобильных на работе

Работодатель вправе прописать перечень работ, выполняя которые сотрудники не должны отвлекаться на телефонные разговоры. Запрет может касаться не всех сотрудников, а только занятых определенной деятельностью: водителей, летчиков, хирургов, педагогов и т. п. Он может быть полным или частичным, например, допускающим краткие переговоры «по важному делу» в специально отведенном для этого месте.

Для ограничения или запрета пользования смартфонами нужно издать приказ, зафиксировать его в коллективном договоре или правилах внутреннего трудового распорядка. С локальными документами работники должны ознакомиться под роспись.

Табу на использование личных гаджетов должно распространяться только на время работы: во время отдыха его нужно снимать.

Подводим итоги

Exit mobile version