Для отчета СЗВ-М, подлежащего ежемесячному направлению в ПФР, существует несколько вариантов его оформления и направления в фонд. Подробнее об этих вариантах — в нашем материале.
Способы сдачи отчета СЗВ-М
Отчетность формы СЗВ-М посвящена сотрудникам работодателя, трудившимся у него в течение отчетного месяца, и представляет собой набор данных, минимально необходимых для идентификации каждого сотрудника в системе персонифицированного учета.
Входят в этот набор:
- Ф. И. О.;
- СНИЛС;
- ИНН (не является обязательным для отражения в отчете).
СЗВ-М может быть сформирован как в электронном виде, так и на бумаге. Однако, когда число лиц, попавших в его основную таблицу, оказывается больше 24, допустимым способом представления отчета в фонд становится только электронный (п. 2 ст. 8 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете…»).
Нарушение этого требования чревато штрафом в размере 1 тыс. руб. (ст. 17 закона № 27-ФЗ).
Таким образом, возможность представления отчетности на бумаге имеют только те работодатели, число работников у которых не превышает 24. При этом запрета на использование электронного способа подачи отчета для них не установлено.
Правила оформления СЗВ-М на бумаге
Особых правил для оформления отчета, создаваемого на бумаге, не существует. Он тоже заполняется на лиц:
- оформленных на работу по договорам трудовому, ГПХ, авторского заказа, отчуждения исключительного права на созданные произведения, лицензионным договорам издательским и на предоставление права использовать созданные произведения или управлять такими правами;
- отработавших полный отчетный месяц, принятых на работу или уволенных с нее в течение этого месяца;
- в отношении которых имеются обязательные для внесения в форму персональные сведения.
Единственное отличие заключается в форме подписи, удостоверяющей правильность сведений, внесенных в документ:
- для электронного варианта она должна быть электронной усиленной квалифицированной (п. 2 ст. 8 Закона № 27-ФЗ);
- бумажный отчет подписывается обычной личной подписью руководителя, дополняемой расшифровкой его должности, Ф. И. О. и печатью (если она имеется у работодателя).
Бумажный вариант можно заполнить как вручную, так и с использованием средств программного обеспечения.
Оформленный на бумаге отчет придется:
- Отвезти в территориальное отделение фонда лично руководителю или иному представителю работодателя. Подтверждением факта приема в этом случае станет отметка фонда на втором экземпляре отчета.
- Направить в ПФР почтой. Факт отправки подтвердит почтовая квитанция (чек) и опись вложения.
Электронный документ направляется по ТКС или через портал Госуслуг. Факт его приема подтвердит электронное уведомление из фонда. Разновидностью электронного способа представления отчета является предъявление его в ПФР на магнитном носителе, но он также требует личного визита в фонд руководителя или представителя работодателя.
Подводим итоги
- Отчет СЗВ-М имеет 2 варианта представления: электронный и бумажный. Первый обязателен для работодателей, отчитывающихся по работникам, число которых превышает 24. При меньшем количестве лиц, попадающих в отчет, доступным оказывается не только электронный, но и бумажный способ.
- Особых правил оформления для бумажного отчета не существует. Разница заключается в форме подписи, которая для электронно направляемого отчета должна быть электронной усиленной квалифицированной, а для бумажного — обычной, сопровождаемой необходимыми расшифровками и печатью (при ее применении работодателем).