ТК РФ не ограничивает число трудовых соглашений, которые может заключать работник со своими работодателями. Но допустимо ли наличие нескольких подобных документов одновременно с одним и тем же работодателем? Давайте разбираться.
Правила заключения трудовых договоров с работником
Трудовой договор представляет собой документ, закрепляющий все взаимные договоренности между работником, принимаемым на работу, и работодателем — в отношении той трудовой функции, которую на постоянной основе будет выполнять работник, в условиях, созданных для этого работодателем (ст. 15, 16, 56, 68 ТК РФ). Необходимость его заключения не зависит от того, кем оказывается работодатель:
- юрлицом;
- ИП;
- лицом, имеющим частную практику;
- физлицом.
Оформлять трудовой договор необходимо не только при наиболее часто имеющих место стандартных условиях (работа основная, бессрочная, с полным рабочим днем, по месту нахождения работодателя), но и в ситуациях, отклоняющихся от стандарта (ТК РФ), если:
- место работы не является основным (ст. 282);
- договор заключен на конкретный срок (ст. 289, 294);
- использование рабочего времени предусмотрено не в полном объеме (ст.93);
- работа выполняется на дому, дистанционно или у другого работодателя (ст. 310, 312.1, 341.2).
Трудовой договор — документ, требующий исполнения его положений, но допускающий изменение любого из оговоренных в нем условий (ст. 72 ТК РФ). Каждое изменение должно быть согласовано сторонами и закреплено письменно в дополнительном соглашении.
Исключения связываются с возникновением чрезвычайных ситуаций (ст. 72.2, 99, 113, 327.4, 349.4 ТК РФ) и отсутствием возможности сохранить условия труда (ст. 74 ТК РФ).
Два трудовых договора: что говорит ТК РФ
Формулировки, используемые в ТК РФ применительно к трудовому договору, указывают на то, что этот документ, оформляемый каждым из работодателей при приеме работника на работу, может быть только один. При необходимости изменения его условий он просто корректируется.
О возможности заключения нескольких трудовых договоров ТК РФ упоминает лишь применительно к соглашениям, заключаемым с совместителями. Количество мест работы по совместительству (и, соответственно, количество работодателей) не ограничивается (ст. 282 ТК РФ). При этом совместительство возможно и по месту основной работы, но оно всегда связывается с выполнением совместителем функции, отличающейся от основной (ст. 60.1 ТК РФ).
Каждому из работодателей придется оформить с совместителем свое трудовое соглашение. Не станет исключением и работодатель, предоставляющий работу, являющуюся основной для работника.
Ему с таким работником потребуется заключить 2 договора:
- на основную работу;
- на работу по совместительству.
Если же затем речь зайдет о возложении на работника каких-то дополнительных или иных функций в рамках выполняемой им основной работы или работы по совместительству, то нужно будет оформить соглашение, меняющее (дополняющее) условия, соответственно, основного трудового договора или договора с совместителем.
Оформление еще одного трудового соглашения (как с основным работником, так и с совместителем) в такой ситуации противоречит положениям действующего трудового законодательства (апелляционные определения Верховного суда Республики Татарстан от 10.10.2019 по делу № 2-7/2019, 33-17750/2019, Новосибирского областного суда от 12.10.2017 по делу № 33-9840/2017, Московского городского суда от 20.04.2017 № 33-14962/2017).
Подводим итоги
- Трудовой договор заключается с работником при его поступлении на работу. В нем оговариваются конкретные условия, связанные с выполнением трудовой функции, на момент приема. В дальнейшем эти условия могут меняться. Факт изменения отражает дополнительное соглашение к трудовому договору. По смыслу применяемых в ТК РФ формулировок трудовой договор, заключаемый при приеме на работу, может быть только один.
- О нескольких трудовых договорах речь заходит только при совместительстве, поскольку каждому из работодателей (в том числе им может оказаться и основной) придется оформить свой договор с совместителем. Работа по совместительству у основного работодателя требует исполнения трудовой функции, отличающейся от основной. Поэтому договоров с таким работником основному работодателю придется заключить два.
- При необходимости изменения условий договора (как основного, так и на совместительство) он будет корректироваться через дополнительное соглашение, но не путем оформления еще одного трудового договора.