Site icon Блог Кадровика

Как работодателю не разориться на ЗОЖ? Обзор рекомендаций Минздрава

На сайте Минздрава опубликован федеральный проект «Укрепление общественного здоровья». Документ прелюбопытный с точки зрения трудового законодательства: посмотрим, что он из себя представляет.

О чем новый проект Минздрава

По мнению чиновников, поскольку обычный гражданин большое количество времени проводит на рабочем месте, то и укреплять его здоровье надо в первую очередь именно там. Поэтому, считают в Минздраве, озаботиться укреплением здоровья должны в первую очередь работодатели: создать условия для укрепления здоровья и вообще правильный командный дух для устремленных в светлое здоровое будущее работников.

Разберем подробнее, что же хочет Минздрав от работодателей.

За чей счет «банкет»?

Минздрав приводит кучу таблиц с оценкой запросов, мотиваций и потенциальной выгоды для всех участников триады по укреплению здоровья.

Как работодателю не разориться на ЗОЖ? Обзор рекомендаций Минздрава

При этом про какое-либо финансирование от государства речи нет. То есть оплатить все новации на частном предприятии предполагается из кармана работодателя. Впрочем, все же имеются некоторые намеки, как финансировать программу по укреплению здоровья работников.

С одной стороны, специалисты Минздрава наивно полагают, что внедрение программы «уменьшит расходы на ОМС» у работодателя. Любопытно, почему они так думают? Ведь расходы на ОМС привязаны к ФОТ. А больничные оплачивает ФСС за счет взносов, которые точно так же зависят от размера ФОТ. Или внедрение программ Минздрава должно привести к уменьшению ФОТ? Каким образом? Сотрудники частично разбегутся?

Далее — внедрение предложений Минздрава должно «повысить производительность труда». Здравый смысл подсказывает, что тогда доход работодателя от повышения производительности должен превышать расходы на саму программу. Иначе овчинка выделки не стоит (с точки зрения работодателя).

В принципе, все «выгоды», которые видятся Минздраву для работодателя, такие же сомнительные, как в приведенных примерах. Так что очень хорошо, что творение чиновников от медицины все-таки носит рекомендательный характер. Но это пока…

Что же конкретно предлагается проделать и во что это обойдется работодателю?

Здоровое питание

Работодателю, по мнению Минздрава, следует предоставить выбор питания для персонала, а также предоставить «легкий доступ к свежим фруктам и здоровым закускам». При этом надлежит ограничивать существующий выбор: либо все питание, представленное на предприятии или в офисе должно быть «здоровым», либо «здоровое» должно быть более доступным, чем «нездоровое» — за счет цен.

Каждому работодателю, по сути, предлагается, помимо всего прочего, освоить азы общепита: закупать, готовить и продавать (по сниженным ценам) здоровое питание. Не говоря уже об учете и налогообложении этого питания. А так же о том, что ради оздоровления сотрудников всем работодателям светит обзаведение онлайн-ККТ.

Физическая активность

Помимо питания, следует обеспечить возможности для физических упражнений на работе и вне работы. Крайне желательно, чтобы рвение работодателей выходило дальше за пределы их компаний. Нужно поддерживать массовый спорт в окрестностях, «приближать фитнес-центры к местам проживания людей», создавать условия для того, чтобы «занятия спортом были бесплатными». И так далее.

ЗОЖ

Сколько это примерно будет стоить работодателю, не уточняется. И компенсировано, надо полагать, не будет. Видимо потому, что работодатель вроде как получает профит в виде «увеличения производительности труда», «снижения расходов на страхование» и т. п.

Только закономерный вопрос: если сотрудники будут в рабочее время заниматься фитнесом , то за счет чего повысится производительность труда? Аналогия только с коровками в голову приходит… Погуляли, пожевали травки — дали больше молока. Но вряд ли это применимо к человеческим производственным процессам.

Отказ от курения

Меры, которые работодателю следует принимать по борьбе с курильщиками, иначе, чем драконовскими не назовешь.

Во-первых, курильщиков надо выявлять! Постоянно мониторить кадровую ситуацию на предмет наличия курильщиков и самого факта курения, как активного, так и пассивного. Видимо, придется вводить штатную единицу «наблюдатель за курением» или разоряться на систему скрытых камер, датчиков дыма и прочие необходимые для «мониторинга» вещи.

ЗОЖ для сотрудников

Во-вторых, следует создать систему штрафов и поощрений. Кто курит — штрафуется, кто не курит — поощряется. Особенно впечатляет такой хитрый ход: сделать на местах курилок места «для физической активности» и разместить там же «тарелку с яблоками».

Чтоб пришел злостный курильщик на перекур — а там, вместо урны, стоит турник, тарелка с яблоками и наблюдатель с блокнотом… После этого, конечно же, понадобятся и меры по борьбе со стрессом на работе. Но об этом чуть позже.

В отношении мер против курильщиков работодатели, на наш взгляд, рискуют получить массу судебных исков за попытки ввести, например, штрафы. Потому что, с точки зрения действующего трудового законодательства и Конституции такие штрафы попросту будут незаконны и являются дискриминацией работника.

Это не считая затрат на установку турников, тарелок с яблоками и надзирателей с камерами в соответствующих местах.

Сокращение пагубного влияния алкоголя

По мнению Минздрава, из-за того, что работник пьет на рабочем месте, случаются всякие несчастные случаи на производствах. И с этим, в общем-то, не поспоришь.

Что же делать? Ответ тоже нашли в Минздраве: нужно контролировать потребление алкоголя на рабочих местах. Работодателю, в придачу к контролеру за курением, следует ввести должность контролера за выпиванием. Снабдить его алкотестерами и обязать проводить проверки работников плановые и внеплановые.

ЗОЖ на работе

О плановых проверках работников можно предупредить. Внеплановые должны быть внезапными. То есть сидит себе работник на рабочем месте, делом занят (или у станка стоит, или за рулем едет), а у него из-за спины выскакивает контролер: «А ну дыхни в трубочку!».

Подобные проверки если чему и поспособствуют, то как раз снижению производительности труда и росту несчастных случаев за счет потери работниками концентрации на сложном производственном процессе. Но это лирика. Что на практике?

На практике ясно, что чиновники Минздрава плохо знакомы с законодательством в сфере охраны труда и безопасности на производстве. А также не учитывают того, что опьянение может быть не только от алкогольных напитков, и не все виды опьянения можно выявить алкотестером.

На самом же деле существует целая система предупредительных мер: обязательные медосмотры, недопуск к работе тех, кто их не прошел и т. п. И, в общем и целом эта система неплохо работает.

Кстати, организация медосмотров — это тоже почетная обязанность работодателя. Есть ли смысл, например, в транспортной компании, где водителей осматривают перед каждым рейсом (в том числе на любое опьянение), заводить алкотестеры и брать контролера за алкоголем? Пока, слава богу, решать компании.

Управление стрессом

Минздрав приводит развернутое описание стрессов, угрожающих здоровью работника на рабочем месте. Это и ролевые стрессы, и карьерные стрессы, и стрессы рабочей среды. Что интересно: стресс курильщика, который обнаружил турник на месте курилки, или стресс работника, которому контролер подсунул «внезапный» алкотестер, чиновники почему-то не рассмотрели.

Наоборот, вовлечение работника в программы по здоровому образу жизни представлено как главное средство борьбы со стрессами на рабочем месте.

Также рекомендовано выяснять настроения и волнения работников с помощью опросов, общения (желательно по 2-3 каналам коммуникации: например, электронной почте, собраниях, через мобильное приложение). Что делать дальше с этой информацией, программа Минздрава не раскрывает.

По практическому применению понятно, что на «коммуникации» понадобится еще кого-то нанимать. Например, штатного психолога. Про потенциальное снижение производительности труда в результате отвлечения сотрудников на ЗОЖ и борьбу со стрессами мы уже говорили.

Что в итоге

Повторимся – как хорошо, что программа Минздрава только рекомендация. Хотя, возможно, следует ожидать ее активного внедрения в бюджетной сфере. Жаль бюджетников, но их программу хотя бы профинансирует работодатель-государство.

Что же касается работодателей-частников, то им остается надеяться только на то, что внедрение хотя бы части программы не сделают обязательным. Потому что никаких выгод программа не несет, зато несет дополнительные существенные затраты, не имеющие эффекта и приносящие проблемы с кадрами.

А все потому, что сотрудники — не роботы, которых можно взять и быстренько перепрограммировать в угоду Минздраву без снижения их полезности и заинтересованности в работе.

Exit mobile version