В ряде случаев функции начальника бухгалтерской службы выполняет другой сотрудник. Так, например, можно временно делегировать управленческие полномочия работникам на нижестоящих штатных должностях. В частности, провести возложение обязанностей главного бухгалтера на бухгалтера. Образец такого приказа и не только вы найдете в статье.
Замена главбуха
Законодательство обязывает субъектов предпринимательства в лице директора организовывать ведение бухгалтерского учета (Закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ <О бухучете>). Ответственность за невыполнение этого требования возлагается на руководство компаний.
Конечно, ведением учета может заниматься и руководитель компании, но при большом объеме хозяйственных операций один человек не справится со всем спектром задач. Возложение обязанностей главного бухгалтера на генерального директора не единственный вариант, существует еще несколько способов организации учетного процесса:
- утвердить штатным расписанием наличие бухгалтерской службы, возглавляемой главным бухгалтером;
- обозначить в штате единственную должность бухгалтера;
- согласовать ведение бухгалтерии сторонней организацией по соглашению аутсорсинга.
Если штатным расписанием должностей бухгалтерского типа не предусмотрено или главный бухгалтер в фирме временно отсутствует, функции учетного специалиста может исполнять руководитель компании. Возложение обязанностей главного бухгалтера на директора осуществляется приказом по предприятию. В распоряжении должны присутствовать такие элементы:
- стандартная шапка, в которой обозначается наименование предприятия, его регистрационные данные;
- наименование бланка, присвоенный ему номер в хронологическом порядке в соответствии с журналом регистрации приказов;
- дата и место составления документа;
- суть указаний (например, возложить обязанности главного бухгалтера на директора), в образце могут быть указаны произвольные формулировки;
- подпись с расшифровкой Ф.И.О. и должности.
Записи в трудовой книжке о выполнении руководителем функций бухгалтерского работника не вносятся. Не требуется и составление дополнительного соглашения. Главный регламентирующий документ в указанной ситуации – приказ на исполнение обязанностей главного бухгалтера. Распоряжение оформляется в единственном экземпляре. Срок хранения приказов по личному составу составляет 75 лет.
Другой сотрудник
Если бухгалтерские должности предусмотрены штатным расписанием, но рабочие места в текущем периоде вакантны (или работник временно отсутствует), можно делегировать полномочия по ведению учета другим сотрудникам, которые обладают необходимыми знаниями и навыками в конкретной области.
Например, заменить главного бухгалтера может один из специалистов бухгалтерского отдела. В этом случае издается приказ с формулировкой «возложить обязанности главного бухгалтера на бухгалтера». Образец распоряжения должен соответствовать требованиям внутреннего делопроизводства.
Подробнее об этом см. «Составляем приказ о временном исполнении обязанностей».
Оплата труда за время двойной нагрузки производится с учетом положений локальных актов предприятия и текущих договоренностей нанимателя и работника. Делегировать полномочия по смежной должности можно несколькими способами:
- если бухгалтер или директор выполняет обязанности главного бухгалтера, это может быть проведено по кадровым документам как временное исполнение должностных обязанностей;
- внутреннее совмещение.
Во втором случае обязательно оформляется дополнительное соглашение к действующему трудовому контракту. В нем надо указать временные рамки действия совмещения, алгоритм расчета заработка и обстоятельства, приведшие к необходимости замещать главного бухгалтера.
Аналогичным образом может быть проведено возложение обязанностей отдела кадров на главного бухгалтера. Издается приказ, составляется допсоглашение и разрабатывается новая должностная инструкция.
Обязательным условием реализации кадровых перемещений является согласие работника, на которого планируется возложить дополнительные обязанности. Оно должно быть выражено в письменной форме.
При разработке приказа о возложении обязанностей главного бухгалтера на директора или другое лицо можно указывать в качестве лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета, работников с иностранным гражданством. Эта норма прописана в п. 3 ст. Закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ.
При подборе кандидатов на исполнение функционала руководителя бухгалтерской службы необходимо учитывать уровень квалификации претендентов. Замещающий специалист должен обладать необходимым теоретическим минимумом по законодательной базе. Также ему надлежит уметь обращаться с бухгалтерскими программами. От профессиональных качеств совмещающего лица зависят риски налоговой безопасности компании.
Замена директору
На любом предприятии может сложиться ситуация, когда требуется замещение лиц административно-управленческого персонала. Директора может подменить его заместитель. Но если штатом не предусмотрена должность замдиректора, можно оформить возложение обязанностей на главного бухгалтера или руководителя другого отдела. Как это реализовать:
- составить приказ, оговаривающий порядок совмещения должностей конкретным сотрудником;
- издать распоряжение о внутреннем переводе специалиста на руководящую должность на временной основе.
После регистрации кадрового приказа лицо, наделенное новыми полномочиями, знакомится с содержанием указаний под роспись. Обязательно оформляется дополнительное соглашение к трудовому договору, в нем оговариваются сроки действия договоренностей, условия работы и оплаты. Обновлению подлежит и должностная инструкция.
Подробнее об этом см. «Назначение исполняющего обязанности директора: образец приказа 2018».
На период замещения директора работник имеет право подписи всех видов документов предприятия. Чтобы банк пропускал платежные формы за подписью временно исполняющего обязанности необходимо оформить новую карточку подписей, в которой будет присутствовать образец подписи временного управленца. Дополнительно банк может затребовать выписку из приказа о назначении или переводе на должность.