Скачок заболеваемости коронавирусом вынудил столичные власти ввести новые меры противодействия распространению инфекции. О том, какие новые требования предъявляются к московским работодателям с 05.10.2020, расскажем в статье.
Новые указы Мэра Москвы
Сергей Собянин подписал очередные указы, направленные на стабилизацию эпидемиологической ситуации в Москве:
Указ | Основные положения |
От 01.10.2020 № 96-УМ | С 2 по 28 октября 2020 столичные работодатели обязаны перевести на удаленный режим работы:
Также работодатели обязаны установить численность сотрудников, подлежащих переводу на дистанционку, и не подлежащих такому переводу в связи с необходимостью непосредственного присутствия на рабочем месте. |
От 06.10.2020 № 97-УМ | Работодатели обязаны отчитаться по проведенным мероприятиям.
За несоблюдение нормы перевода сотрудников на удаленку привлекут к ответственности. Действие социальных карт приостанавливается для:
|
Подобные меры введены и в Московской области — Постановление губернатора от 25.09.2020 № 420-ПГ.
Переводить персонал на удаленку не обязаны организации:
- оборонно-промышленного комплекса, авиастроения;
- входящие в госкорпорации «Роскосмос», «Росатом»;
- выполняющие гособоронзаказ;
- сферы здравоохранения и другие, определенные Штабом по предупреждению завоза и распространения инфекции в Москве.
Для остальных работодателей рассмотрим новые обязанности подробнее.
Установление численности работников на удаленке и в офисе
Столичные работодатели должны перевести на дистанционный режим работы максимальное число сотрудников, минимальный предел — 30%. Мера рассчитана на срок до 28.10.2020, но, вероятно, будет продлена.
В расчет включите тех, с кем заключены трудовые договоры и договор ГПХ, в т. ч. самозанятых и ИП. Нужно ли учитывать сотрудников, находящихся в отпуске и на больничном, пока непонятно — разъяснений таких нет. Сотрудников в командировке включите в количество удаленщиков.
Если в вашей организации числится только директор, с которым не заключен трудовой договор, советуем подать отчет, указав суммарную численность сотрудников — 0. Разъяснений контролеров по этому вопросу тоже нет, поэтому штрафы возможны.
Следующих сотрудников нужно исключить из расчета 30% (на них потребуется отдельный приказ по организации) — если их отсутствие:
- создает угрозу жизни и здоровью граждан;
- приводит к ущербу для имущества;
- влечет сбой работы непрерывно действующих или опасных производств.
Отдельные категории работников уходят на дом в обязательном порядке:
- достигшие возраста 65 лет;
- имеющие хронические заболевания. Департамент Здравоохранения расширил эту категорию — теперь к ней относят:
- беременных женщин;
- сотрудниц в послеродовом периоде;
- работников с болезнями эндокринной, мочеполовой системы, имеющих нарушения иммунной системы и некоторые другие расстройства функций организма.
Кстати, в Московской области беременных работниц и женщин в послеродовом периоде не причислили к категории лиц, обязанных трудиться удаленно.
Сотрудники из указанных категорий, работа которых не дает возможности выполнять ее дистанционно, получают листок нетрудоспособности (работодатель направляет очередной реестр таких сотрудников в ФСС или работники сами оформляют больничный по телефону горячей линии 8-495-870-45-09).
Как узнать о хронических заболеваниях персонала? Провести анкетирование. Бланк анкеты должен включать сведения:
- о введении очередных мер противодействия распространению коронавируса;
- предупреждение о том, что раскрывать сведения о своих заболеваниях или беременности никто не обязан, однако эта информация поможет предотвратить инфицирование;
- графу для указания имени сотрудника;
- перечень заболеваний согласно данным Департамента здравоохранения;
- фразу типа «Заболевания из перечня есть/нет (нужное подчеркнуть)» (так человек сообщит о наличии заболевания без конкретики);
- подпись работника, дата.
Перечень сотрудников, подлежащих переводу на удаленку по итогам анкетирования, рекомендуем закрепить в приказе. Документ может оказаться интересен для контролеров Роспотребнадзора, ГИТ или прокуратуры.
Перевод сотрудников на дистанционку
Изменение режима труда на удаленный проводится стандартно:
- подписывается дополнительное соглашение к трудовому договору с указанием конкретного срока согласно указам (пока — до 28.10.2020 включительно), а лучше — до особого распоряжения руководства;
- издается приказ о переводе на удаленную работу (в отношении каждого сотрудника или сразу нескольких).
Поправки в ТК РФ по удаленной работе — смотрите здесь.
Подача нового отчета со сведениями о работниках
Согласно Указу Мэра Москвы № 97-УМ работодатели должны отчитываться о численности сотрудников, в т. ч. переведенных на удаленку, еженедельно по понедельникам, начиная с 12.10.2020.
Отчет, подписанный ЭЦП, подается через личный кабинет на сайте Мэра Москвы mos.ru. Бланк размещен в каталоге услуг для бизнеса, в разделе «Предоставление информации об установлении численности работников».
Форма требует указания данных:
- о работодателе (наименование, ИНН, ОГРН, адрес, виды деятельности);
- о численности работников (общей, а также о числе работников, подлежащих и не подлежащих переводу на удаленку);
- о переводимых на дистанционный режим сотрудниках: телефон, гос. рег. знак автомобиля, номера карт: социальной, «Тройка», «Стрелка», номер проездного билета.
Подробнее о новом отчете мы рассказали здесь.
Минимизация контактов между сотрудниками
Работодатели обязаны организовать работу так, чтобы сотрудники меньше контактировали друг с другом и соблюдали социальную дистанцию:
- дифференцировать режимы работы для разных отделов (изменить время начала и окончания рабочего дня, перерыва на обед);
- повесить объявления о входе по 1-2 человека в лифты, кабинеты, гардероб и др.;
- ввести сменный режим труда.
Усиление мер профилактики коронавируса
Среди новых требований властей:
- контроль температуры тела сотрудников на входе и в течение дня тепловизорами или бесконтактными термометрами;
- регистрация результатов измерений температуры в журнале;
- тестирование работников на COVID-19: каждые 15 дней — не менее 10% штата. Порядок проведения процедуры с указанием медицинского учреждения закрепляется приказом.
Подробнее о рекомендациях по профилактике коронавируса в офисе — в нашем специальном материале.
Узнайте, какие льготы может получить любая компания или ИП
Оформите доступ на 2 дняПодводим итоги
С появлением новых указов Мэра Москвы у столичных работодателей возникли новые обязанности:
- установить число сотрудников, переводимых на дистанционку и остающихся на рабочих местах;
- перевести работников на удаленный режим;
- представить отчет со сведениями об удаленщиках;
- снизить взаимодействие сотрудников друг с другом;
- усилить меры борьбы с COVID-19.