При дорожно-транспортных происшествиях комиссию можно не создавать
По общему правилу перед тем, как принять решение о взыскании ущерба, причиненного работником, нужно создать комиссию, которая установит причины возникновения ущерба и сумму убытка, понесенного организацией (ст. 247 ТК РФ). Так нужно поступить при выявлении фактов хищения, злоупотребления служебным положением и порчи товарно-материальных ценностей.
Инвентаризационная комиссия, состав которой утвержден директором, проведет обязательную в таких случаях инвентаризацию, оформив сличительные ведомости (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 1.5 Методических указаний, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, п. 27 Положения, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Таким образом, удастся оценить сумму ущерба, нанесенного компании. Затем, можно составить акт о причинении ущерба имуществу организации (скачать образец бесплатно можно в конце статьи).
Инвентаризация – это сопоставление фактического наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с данными бухгалтерского учета (п. 1.4 Методических указаний, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49).
В некоторых случаях инвентаризация должна проводиться в обязательном порядке. Например, к ним относятся (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, письмо Минфина РФ от 25.12.2015 № 07-01-12/76134):
- составление годовой бухгалтерской отчетности (инвентаризацию основных средств можно проводить раз в три года);
- передача имущества в аренду (выкуп, продажа);
- смена материально ответственных лиц (к примеру, кассира);
- выявление хищений, порчи имущества, злоупотреблений;
- стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации;
- реорганизация или ликвидации предприятия.
Иногда сумму ущерба можно установить, не создавая комиссии, на основании документов, имеющихся в распоряжении организации. В случае дорожно-транспортного происшествия такими документами может выступить счет из автосервиса, документы, полученные от страховщика и т.п.
Имеет смысл составить акт
При нанесении сотрудником ущерба имеет смысл составить акт о причинении ущерба имуществу организации. В этом документе будет зафиксирован факт причинения ущерба и сумма нанесенного компании убытка. Единого утвержденного бланка для такого документа не утверждено, поэтому он может быть составлен в произвольной форме. Составляя акт нужно указать:
- дату, когда в организации узнали об убытке, причиненном работником;
- дату, когда ущерб был нанесен;
- наименование пострадавшего имущества;
- рыночную стоимость имущества;
- подписи работников, присутствующих при составлении акта;
- подпись виновника.
Специально для наших читателей мы подготовили образец заполнения акта о причинении ущерба имуществу организации, актуальный в 2019 году.