Приостановление операций по расчетному счету или отказ в обслуживании — все чаще у клиентов банка возникают подобные чрезвычайные ситуации. Что делать, если и вас коснулись эти неприятности, — расскажем далее. А здесь смотрите начало серии материалов о блокировках счета по 115-ФЗ.
Ситуации, в которые попадают клиенты банков и причины, по которым это происходит
При появлении подозрений в отношении конкретного платежа или всей деятельности клиента банк приостанавливает операции до выяснения обстоятельств, блокирует счета или вовсе отказывает в заключении договора.
Те, кто столкнулся с подобными ситуациями, уже знают, что их разрешение требует много времени и стальных нервов. Чаще всего банк отказываются комментировать причины таких действий. И это только усугубляет конфликт.
Мы подготовили таблицу, в которой максимально подробно объяснили, как действовать клиенту, если в отношениях с банком что-то пошло не так:
Ситуация |
Возможные причины |
Что предпринять |
Нет возможности войти в интернет-банк, при этом все остальные программы работают | Вероятно, банк ограничил дистанционное обслуживание. Сотрудники хотят лично убедиться, что доступ к счету производит уполномоченное лицо | Обратитесь в банк любым способом: через колл-центр или лично посетите отделение.
Обратите внимание: сотрудники банка должны разъяснить причины ограничения. Возможно, на какое-то время придется забыть об удобствах и самостоятельно возить платежки в кредитное учреждение |
Поступило уведомление от банка с требованием предоставить перечень документов | У внутреннего контроля банка есть сомнения в отношении всей деятельности клиента или какой-то конкретной операции | Представьте в срок все запрошенные документы. Дополните их информационным письмом, подробно разъясняющим экономический смысл вашей деятельности.
Обратите внимание: перечень документов и срок для их предоставления каждый банк определяет самостоятельно. Отсутствие разъяснений в установленный срок может повлечь отказ не только в проведении конкретной операции, но и в дальнейшем обслуживании счета |
Невозможно совершить платеж или какую-то иную операцию, которым присвоен статус «приостановлено». Поступил запрос о предоставлении подтверждающих документов | Сотрудники банка проверяют вашу сделку. Это может занять несколько дней.
Исходя из полученной информации будет принято решение о проведении или отказе в проведении платежа |
Если вы уже предоставили все документы, необходимо набраться терпения и подождать.
Обратите внимание: приостановка операции для проверки — стандартная банковская процедура. Если после изучения документов останутся сомнения, вас могут пригласить на устную беседу в службу финансового мониторинга банка |
Платеж не исполнен по неизвестным причинам. Банк не запрашивал документы | Возможны два варианта: платежное поручение оформлено с ошибками или банк решил, что платеж сомнителен | Проверьте платежку. Если в ней все верно, письменно обратитесь в банк за разъяснениями.
Обратите внимание: банк не обязан самостоятельно информировать клиента об отказе в проведении операции. Такие разъяснения предоставляются только по официальному запросу |
Банковская операция приостановлена, запрошены документы. Вы предоставили документы, но операция все равно не проведена | Внутренняя служба безопасности банка признала сделку подозрительной и передала об этом сведения в Росфинмониторинг | Обязательно свяжитесь с банком. Напишите письменный запрос о предоставлении информации о причинах, послуживших основанием для отказа в проведении операции.
Обратите внимание: после получения ответа от банка обязательно направьте документы, опровергающие выводы банка о сомнительном характере сделки. Приложите информационное письмо с разъяснениями |
Банк отказал в заключении договора банковского счета | По каким-то причинам банк не желает видеть вас в числе своих клиентов.
Иногда это вызвано тем, что ИП, организация или ее руководители находятся в «черном списке» Росфинмониторинга. А бывает и так, что заявитель (или его деятельность) просто не вызывают доверия у банка |
Подайте в банк заявление с требованием предоставить письменно информацию о причинах отказа.
Обратите внимание: чтобы обратиться за реабилитацией в Межведомственную комиссию при Банке России, у вас должен быть на руках письменный отказ банка |
Для разрешения конфликтных ситуаций между банками и клиентами создана Межведомственная комиссия при банке России (МВК). В нее входят специальные представители ЦБ РФ и Росфинмониторинга. По заявлению клиента они рассматривают обоснованность отказа банка в проведении операций или обслуживании счета.
Подводим итоги
- Если у банка возникли подозрений в отношении платежа или деятельности клиента, он вправе приостановить операции до выяснения обстоятельств, заблокировать счет, а также отказать в заключении договора.
- Перечень возможных неприятных ситуаций с банком и пути их решения мы привели в данной статье.
- О том, как клиенту убедить банк в своей добропорядочности и что делать тем, кто попал в «черные списки» Росфинмониторинга, мы рассказываем в этом материале.