Все о должностных обязанностях зам главного бухгалтера

При наличии в штатном расписании бухгалтерского отдела вводятся должности главного бухгалтера и его заместителя. Должностные обязанности зам главного бухгалтера прописываются в его трудовом договоре или другом локальном акте компании (должностной инструкции).

Этот специалист относится к руководящему персоналу, его основной задачей является организация работы по выполнению бухгалтерией всего спектра текущих заданий. На период отпуска главного бухгалтера заместитель подменяет его и берет на себя управление отделом.

Структура инструкции

Понятно, что должностные обязанности заместителя главного бухгалтера содержатся в должностной инструкции. Этот документ относится к внутренней регламентирующей документации. Он разрабатывается субъектами хозяйствования самостоятельно с учетом специфики деятельности компании и утверждается приказом директора. Приведем типовой состав инструкции:

Раздел инструкции Содержание
Общая часть В этом блоке приводится информация о порядке приема на должность, увольнения и временного замещения. Фиксируются требования к уровню квалификации сотрудника. Обязательно отражается структура подчиненности компании, указывается непосредственный начальник работника.
Права должностного лица Перечисляются трудовые права сотрудника.
Трудовые обязанности заместителя главного бухгалтера Могут состоять из управленческих функций и задач по ведению учета в определенном сегменте
Ответственность В этом разделе перечисляются нормативы, нарушать которые работник не может, приводятся меры воздействия на специалиста, если им будут совершены проступки.

В должностной инструкции необходимо предусмотреть поле для сведений о дате ввода документа в действие. Это число совпадает с днем подписания формуляра руководителем фирмы. Рядом с подписью директора должны быть отображены данные, позволяющие идентифицировать подписанта (должность и расшифровка Ф.И.О.).

Спектр обязанностей

Должностной инструкцией в обязанности зама главного бухгалтера может быть включено выполнение следующих задач:

  • организация и ведение бухгалтерского учета в определенном сегменте;
  • руководство процессом оформления и систематизации первичной документации;
  • контроль обязательств компании;
  • отслеживание кредитно-расчетных операций;
  • обеспечение достоверности учета имущественных активов и материалов;
  • участие в инвентаризационных процедурах, в аудиторских проверках;
  • документирование недостач и излишков, выявленных в ходе проверок;
  • наладка системы оплаты труда, мониторинг своевременности выплаты заработка персоналу;
  • контроль выполнения бюджета доходов и расходов на текущий период;
  • создание условий для хранения бухгалтерской документации и отчетности;
  • ведение разъяснительной работы со специалистами, находящимися в подчинении;
  • временное замещение отсутствующих работников бухгалтерии, включая главного бухгалтера.

Перечень возлагаемых на сотрудника функций может быть расширен. Окончательный список должностных обязанностей заместителя главного бухгалтера формируется с учетом специфики деятельности фирмы-работодателя, а набор задач зависит от численности бухгалтерской службы. Решение о включении или исключении из инструкции определенных требований принимается совместно директором компании и главным бухгалтером.

Требования к соискателям

При подборе кандидатов на замещение вакантной должности зама главного бухгалтера работодатель вправе разработать собственную систему критериев профессиональной оценки соискателей.

Альтернативный путь – следование нормативам профстандартов. В числе требований к заместителю руководителя бухгалтерской службы могут значиться:

  • наличие профильного образования;
  • знание правовой базы, регламентирующей ведение бухгалтерского учета;
  • умение работать с нормативно-справочными программами;
  • знание норм гражданского, налогового и трудового законодательства;
  • навыки составления отчетности (финансовой и налоговой);
  • знание алгоритма действий в разных ситуациях при проведении инвентаризации;
  • соблюдение порядка документирования хозяйственных операций;
  • умение организовать внутренний документооборот.

Дополнительно работодатель может включить в перечень необходимых навыков умение работать с оргтехникой, специализированными бухгалтерскими программами. Для компаний, чья деятельность направлена на совершение большого числа экспортно-импортных операций, может быть важным владение бухгалтером иностранным языком. Это необходимо для понимания содержания договорной документации.

Допуск принятого на должность работника к трудовой деятельности оформляется после того, как сотрудник будет ознакомлен с текстом должностной инструкции. При этом:

  • отметка о факте прочтения формуляра может быть проставлена на самой инструкции (работник расписывается в отведенном для этой цели поле);
  • удостоверительная подпись ставится не в инструкции, а в специальном журнале.

 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями: