При наличии в штатном расписании бухгалтерского отдела вводятся должности главного бухгалтера и его заместителя. Должностные обязанности зам главного бухгалтера прописываются в его трудовом договоре или другом локальном акте компании (должностной инструкции).
Этот специалист относится к руководящему персоналу, его основной задачей является организация работы по выполнению бухгалтерией всего спектра текущих заданий. На период отпуска главного бухгалтера заместитель подменяет его и берет на себя управление отделом.
Структура инструкции
Понятно, что должностные обязанности заместителя главного бухгалтера содержатся в должностной инструкции. Этот документ относится к внутренней регламентирующей документации. Он разрабатывается субъектами хозяйствования самостоятельно с учетом специфики деятельности компании и утверждается приказом директора. Приведем типовой состав инструкции:
Раздел инструкции | Содержание |
Общая часть | В этом блоке приводится информация о порядке приема на должность, увольнения и временного замещения. Фиксируются требования к уровню квалификации сотрудника. Обязательно отражается структура подчиненности компании, указывается непосредственный начальник работника. |
Права должностного лица | Перечисляются трудовые права сотрудника. |
Трудовые обязанности заместителя главного бухгалтера | Могут состоять из управленческих функций и задач по ведению учета в определенном сегменте |
Ответственность | В этом разделе перечисляются нормативы, нарушать которые работник не может, приводятся меры воздействия на специалиста, если им будут совершены проступки. |
В должностной инструкции необходимо предусмотреть поле для сведений о дате ввода документа в действие. Это число совпадает с днем подписания формуляра руководителем фирмы. Рядом с подписью директора должны быть отображены данные, позволяющие идентифицировать подписанта (должность и расшифровка Ф.И.О.).
Спектр обязанностей
Должностной инструкцией в обязанности зама главного бухгалтера может быть включено выполнение следующих задач:
- организация и ведение бухгалтерского учета в определенном сегменте;
- руководство процессом оформления и систематизации первичной документации;
- контроль обязательств компании;
- отслеживание кредитно-расчетных операций;
- обеспечение достоверности учета имущественных активов и материалов;
- участие в инвентаризационных процедурах, в аудиторских проверках;
- документирование недостач и излишков, выявленных в ходе проверок;
- наладка системы оплаты труда, мониторинг своевременности выплаты заработка персоналу;
- контроль выполнения бюджета доходов и расходов на текущий период;
- создание условий для хранения бухгалтерской документации и отчетности;
- ведение разъяснительной работы со специалистами, находящимися в подчинении;
- временное замещение отсутствующих работников бухгалтерии, включая главного бухгалтера.
Перечень возлагаемых на сотрудника функций может быть расширен. Окончательный список должностных обязанностей заместителя главного бухгалтера формируется с учетом специфики деятельности фирмы-работодателя, а набор задач зависит от численности бухгалтерской службы. Решение о включении или исключении из инструкции определенных требований принимается совместно директором компании и главным бухгалтером.
Требования к соискателям
При подборе кандидатов на замещение вакантной должности зама главного бухгалтера работодатель вправе разработать собственную систему критериев профессиональной оценки соискателей.
Альтернативный путь – следование нормативам профстандартов. В числе требований к заместителю руководителя бухгалтерской службы могут значиться:
- наличие профильного образования;
- знание правовой базы, регламентирующей ведение бухгалтерского учета;
- умение работать с нормативно-справочными программами;
- знание норм гражданского, налогового и трудового законодательства;
- навыки составления отчетности (финансовой и налоговой);
- знание алгоритма действий в разных ситуациях при проведении инвентаризации;
- соблюдение порядка документирования хозяйственных операций;
- умение организовать внутренний документооборот.
Дополнительно работодатель может включить в перечень необходимых навыков умение работать с оргтехникой, специализированными бухгалтерскими программами. Для компаний, чья деятельность направлена на совершение большого числа экспортно-импортных операций, может быть важным владение бухгалтером иностранным языком. Это необходимо для понимания содержания договорной документации.
Допуск принятого на должность работника к трудовой деятельности оформляется после того, как сотрудник будет ознакомлен с текстом должностной инструкции. При этом:
- отметка о факте прочтения формуляра может быть проставлена на самой инструкции (работник расписывается в отведенном для этой цели поле);
- удостоверительная подпись ставится не в инструкции, а в специальном журнале.