Должен ли работодатель обеспечивать удаленного работника компьютером?

Сложная ситуация в стране, наступившая вследствие коронавируса, показала, что многие компании не готовы к переводу сотрудников на удаленный режим работы. В частности, особо остро встал вопрос о том, каким образом работодатель должен организовать дистанционный труд. Например, нужно ли обеспечивать сотрудника компьютером и оргтехникой?

Обеспечение компьютерами сотрудников — что говорит закон

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан:

  • соблюдать нормы трудового права — не только установленные законодательством РФ, но также и собственными внутренними документами (коллективным и трудовыми договорами, соглашениями и т. д.);
  • предоставлять сотрудникам работу на условиях, указанных в трудовом договоре;
  • создавать безопасные условия в соответствии с требованиями государственных нормативов по охране труда;
  • обеспечивать сотрудников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми им для выполнения своих трудовых обязанностей.

Как видим, законодательством прямо установлена обязанность работодателя по обеспечению сотрудников всем необходимым для выполнения ими работы. При этом в ТК РФ не делается разграничения на дистанционную и офисную работу.

Следовательно, вне зависимости от характера работы сотрудник должен быть обеспечен средствами труда.

Мнение чиновников об обеспечении работников оргтехникой

Роструд привел данные положения ст. 22 ТК РФ при ответе на вопрос, заданный на сайте Онлайнинспекция.рф. Очевидно, что если у сотрудника нет интернета, компьютера или какой-либо оргтехники для выполнения поставленной перед ним задачи, работодатель должен обеспечить его всем необходимым.

Интересное мнение выразил Минтруд в Письме от 26.03.2020 № 14-4/10/П-2696 (в ред. Письма от 27.03.2020 № 14-4/10/П-2741). В нем отмечено, что некоторые организации, продолжившие работу в период объявленных Президентом РФ нерабочих дней, могли перевести сотрудников на удаленный режим работы, если — «служебные обязанности и организационно-технические условия работы это позволяют».

Получается, что на дистанционку можно перевести работника, когда:

  1. Служебные обязанности таковы, что их можно выполнять удаленно.
  2. Организационно-технические условия позволяют выполнять работу дистанционно.

Если второй пункт не выполняется, то работодатель согласно ст. 22 ТК РФ, обязан их создать: к примеру, приобрести необходимое оборудование. В противном случае — не переводить сотрудника на дистанционный режим работы.

В Консультант Плюс есть вся информация по АНТИКРИЗИСНЫМ МЕРАМ

Если сотрудник организует рабочее место сам

Сотрудник вправе организовать свое рабочее место самостоятельно. Однако если у него, к примеру, нет компьютера, работодатель не имеет права требовать от него покупки оргтехники за свой счет.

Если такая ситуация происходит, работник вправе обратиться с жалобой в Государственную инспекцию по труду. Для предупреждения подобной конфликтной ситуации выгоднее организовать дистанционную работу на первоначальном этапе хотя бы с минимальным набором средств труда.

Подводим итоги

  • Работодатель обязан обеспечить своих работников сем необходимым для выполнения ими своих трудовых обязанностей, в том числе компьютерами и оргтехникой. Это касается как «стационарных» работников, так и удаленных.
  • Требовать от работника приобретения средств труда работодатель не вправе. Если это происходит, работник может пожаловаться в ГИТ.
Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями: