Маркетолог напрямую отвечает за развитие бизнеса, бренда, освоение предприятием новых рынков. Сведения о том, чем обязан заниматься этот специалист, желательно закрепить в должностной инструкции.
Должностная инструкция маркетолога: как разработать
Для начала рассмотрим порядок разработки инструкции. Данная процедура обычно состоит из следующих этапов:
- Выделение под новую должность необходимых ресурсов по фонду оплаты труда.
Если такие ресурсы есть, предпринимаются дальнейшие действия. За них, в первую очередь, отвечает кадровая служба предприятия.
- Обновление штатного расписания, в котором появляется позиция маркетолога.
- Подготовка приказа на ввод новой должности, передача его на подписание директору.
- Непосредственно составление должностной инструкции (ДИ), передача ее на утверждение директору.
После того как ДИ готова, и все предыдущие действия по введению должности маркетолога осуществлены, можно оформлять сотрудника на соответствующую позицию — пригласив его со стороны или осуществив перевод действующего работника с другой должности.
С инструкцией, как локальным нормативом, претендент знакомится до подписания трудового договора (ст. 68 ТК РФ): если содержание ДИ ему не понравится, он сможет отказаться от оформления на работу.
Инструкция маркетолога может базироваться на профессиональном стандарте, введенном Приказом Минтрудсоцзащиты России от 04.06.2018 № 366н. Если человек работает на «вредном» рабочем месте, ему полагаются льготы, и в соответствии со ст. 57 ТК РФ требования к его квалификации, фиксируемые в трудовом договоре, должны браться именно из профстандарта.
Прописывать эти требования в самом тексте договора не всегда удобно: оптимально включить их в должностную инструкцию маркетолога и сослаться на нее в трудовом договоре.
Образец должностной инструкции маркетолога
В должностную инструкцию маркетолога могут входить разделы:
Общие положения
Здесь отражаются:
- требования к квалификации маркетолога;
- порядок его назначения и увольнения;
- требования к навыкам, знаниям работника (в основном все они очень специфичны для должности маркетолога, связаны с компетенциями в области ценообразования, рекламы, анализа спроса и иными профильными для позиции работника).
Должностные обязанности
Они подробно расписываются в строгой привязке к особенностям работы маркетолога. Чаще всего маркетолог занимается тем, что:
- изучает рынки сбыта продукции своей фирмы;
- анализирует покупательский спрос;
- проводит исследования рынка;
- определяет потребности клиентов и покупателей;
- старается повлиять на потребительский спрос;
- проводит рекламные кампании;
- участвует в разработке стиля фирмы.
Права
Права в большинстве должностных инструкций очень универсальны. Обычно это права работника на запрос информации от коллег, на предложения руководству по развитию своего направления деятельности. Но есть и специфичные для маркетолога, в их числе — право на представление фирмы во взаимодействии с различными контрагентами (как вариант, при проведении тех же рекламных кампаний).
Ответственность
Этот раздел инструкции — самый универсальный, почти одинаковый для большинства работников. Маркетолог, как и его коллеги, несет ответственность за нарушения норм трудового, гражданского, уголовного законодательства, а также за нарушения положений самой ДИ и иных локальных нормативов работодателя.
В зависимости от содержания работы маркетолога в должностную инструкцию можно добавлять и другие разделы. Например, «Прочие условия работы», где может быть сказано о том, что сотрудник при наличии производственной необходимости направляется в командировки.
Подводим итоги
Должностная инструкция маркетолога — документ, который:
- разрабатывается в рамках процедуры введения соответствующей должности;
- может базироваться на существующем профстандарте;
- отражает много специфичных для позиции маркетолога должностных обязанностей.