Должностная инструкция — важный внутренний документ организации. Ее составление необязательно, но желательно. Как правило, должные инструкции составляются по всем должностям в организации, и позиция уборщика служебных помещений — не исключение. Рассмотрим, для чего нужна должностная инструкция уборщика и как ее составить.
Для чего уборщику должностная инструкция
Уборка служебных помещений — довольно сложная работа, особенно с учетом высоких требований к чистоте в современных офисных центрах и на производственных площадях. Должностная инструкция (ДИ) не научит выполнять эту работу, и в нее уборщик не будет заглядывать, чтобы узнать, в какой концентрации ему применять моющее средство. ДИ — это документ исключительно кадровый, отражающий взаимодействие между работником и работодателем.
С ее помощью уборщик узнает:
- кто сможет временно заменить его (и на каком основании), если он уйдет в отпуск или на больничный;
- кому он непосредственно подчиняется;
- что он должен знать для выполнения своей работы (нормы гигиены, санитарии, правила трудового распорядка, охраны труда, пожарной безопасности);
- какими документами он должен руководствоваться в своей работе;
- в каких конкретно помещениях (площадях) он должен работать;
- какие у него должностные обязанности;
- какие у него есть права как у работника;
- за что он несет ответственность;
- с кем из других сотрудников и каким образом он взаимодействует при выполнении работы.
Что дает работодателю должностная инструкция уборщика
Работодатель с помощью должностных инструкций сможет:
- Оптимизировать кадровый документооборот.
Если в фирме много уборщиков, имеет смысл подписать с каждым из них «рамочный» (то есть, содержащий минимум положений по ТК РФ) трудовой договор, а содержание работы более детально расписать в общей для всех инструкции. Включать одинаковый текст в разные договоры — более трудозатратно, особенно если его потом потребуется изменить.
- Установить прозрачные для всех работников (на одинаковых должностях) «правила игры».
Каждый уборщик будет знать, что его коллега работает на тех же условиях. А при отсутствии инструкции и расписывании условий в трудовых договорах не избежать подозрений работников на наличие у коллег особых условий работы.
Как составить должностную инструкцию уборщика
В состав ДИ уборщика служебных помещений можно включить разделы:
Общие положения
Здесь как раз расписывается то, кому подчиняется и кем временно заменяется уборщик. Как правило — фиксируются требования к знаниям и навыкам человека. Отражается и перечень документов, которыми он руководствуется в работе.
Должностные обязанности
Они могут быть связаны не только непосредственно с работой по уборке помещений, но и, к примеру, с необходимостью прохождения медосмотров, различных инструктажей.
Права работника
Чаще всего речь идет о правах на различные представления (на награждения или, наоборот, депремирование), на внесение предложений коллегам и на запрос информации от них. Стандартное право — на повышение квалификации.
Ответственность работника
На уровне должностной инструкции довольно сложно детально регламентировать, в каком порядке наступает ответственность работника за те или иные действия. Но можно сделать общие отсылки:
- на трудовое законодательство, определяющее порядок ответственности при нарушении локальных нормативов;
- на административное законодательство, определяющее порядок ответственности при нарушении норм гигиены, пожарной безопасности, охраны труда;
- на гражданское законодательство, определяющее порядок ответственности при нанесении кому-либо ущерба.
Взаимодействие уборщика и других работников фирмы
Сведения здесь могут быть самые разные. Так, в данном разделе уместно «соседство» положений:
- о рабочем графике уборщика;
- о порядке приема обязанностей непосредственного руководителя при его отпуске или болезни.
Подводим итоги
- С помощью должностной инструкции работник знакомится со своими правами и обязанностями, порядком взаимодействия с коллегами и руководством.
- Работодатель, в свою очередь, оптимизирует кадровый документооборот, защищает бизнес от рисков.
- Составление должностных инструкций — право, а не обязанность работодателя.