Есть ли обособленные подразделения при удаленной работе?

Коронавирусный 2020 год для многих работодателей стал годом удаленной работы: одни компании трудятся на удаленке полностью, другие — частично. Организации оборудуют рабочие места для своих сотрудников, закупая компьютеры и оргтехнику. Но вот интересный вопрос, которым задаются некоторые работодатели: не возникают ли при удаленном режиме работы обособленные подразделения и нужно ли сообщать о них в ИФНС? В этой статье как раз с этим и разберемся.

Признаки обособленного подразделения

Обособленным подразделением (ОП) может быть филиал и представительство, цех, магазин, строительная площадка, а также конкретное рабочее место (оно-то нас и интересует).

В свою очередь, рабочее место возникает, если (ст. 209 ТК РФ):

  • работодатель и работник заключили между собой трудовой договор;
  • работодатель оборудовал для сотрудника рабочее место;
  • рабочее место контролирует работодатель;
  • в обязанности работника входит нахождение на этом месте в соответствии со своими служебными обязанностями.

В налоговом законодательстве понятие «рабочее место» не раскрывается. Зато НК РФ разъясняет, что такое обособка — это любое территориально обособленное от компании подразделение, по месту нахождения которого работодатель оборудовал стационарные рабочие места (место) на срок более месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Из всего вышесказанного получаем следующие признаки обособленного подразделения:

  • обособка территориально удалена от головной организации (расположена по другому адресу);
  • в ней созданы рабочие места, при этом в трудовых договорах с сотрудниками указан адрес подразделения, а не «головы»;
  • обособка функционирует, причем начало ее работы совпадает с началом работы первого принятого по трудовому договору работника;
  • работодатель оборудовал рабочие места и контролирует их;
  • срок создания рабочих мест — более месяца;
  • количество рабочих мест — от одного.

Полезная информация от КонсультантПлюс

Как подать сообщение о закрытии обособленного подразделения организации? Сообщение о закрытии обособленного подразделения организации подается в налоговую инспекцию по месту нахождения (учета) организации. Сделать это нужно в течение трех рабочих дней со дня прекращения деятельности обособленного подразделения (п. 6 ст. 6.1, подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Читать далее…

Возникает ли обособленное подразделение при удаленной работе?

Попробуем применить вышеперечисленные признаки к ситуации с переводом сотрудников на удаленку. Ряд признаков для этой ситуации не будет выполняться, поскольку:

  • в трудовых договорах с сотрудниками в качестве места работы указывается адрес головной фирмы, а не домашний адрес;
  • при переводе на дистанционку сотрудник продолжает работу, а не вновь на нее принимается;
  • контроля за удаленным местом работника у работодателя нет;
  • дома у сотрудника по определению не может быть более одного рабочего места.

А если мы обратимся к ст. 312.1 ТК РФ, посвященной удаленной работе, то увидим, что:

  • дистанционка — это работа вне места, подконтрольного работодателю;
  • стороны взаимодействуют по ТКС и сети Интернету;
  • в трудовом договоре указывается, что:
    • либо, работодатель обеспечивает работника необходимым для работы оборудованием и ПО,
    • либо работник использует свое.
Таким образом, при удаленной работе обособленных подразделений не возникает. Соответственно, и налоговиков оповещать по поводку обособок не надо.

Подводим итоги

  • Обосболенные подразделения отвечают ряду признаков, и только при соответствии им можно говорить, что то или иное рабочее место признается обособкой.
  • В случае с переводом работников на удаленку, обсобленных подразделений не возникает, поскольку многие из критериев ОП не выполняются. Кроме того, критерии, перечисленные в ст. 312.1 ТК РФ, посвященной дистанционке, отличны от критериев обособок в принципе.
Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями: