Как пожаловаться на ИФНС электронно: новый порядок 2020

Подать жалобу на ИФНС можно не только на бумаге, но и в электронной форме. Главное — соблюсти установленный законом порядок. Рассмотрим, какие особенности нужно учесть при подаче электронной жалобы в 2020 году.

Правила подачи электронной жалобы на ИФНС в 2020 году

Общие правила обжалования актов налогового органа и его неправомерных действий (бездействия) приведены в главах 19 и 20 НК РФ. Обозначим наиболее значимые из них.

Ознакомиться с порядком обжалования более детально можно в статье «Как написать жалобу на ИФНС в 2020 году: образец».

При подаче жалобы на ИФНС в электронном виде в 2020 году необходимо учесть следующее:

  1. Срок подачи жалобы зависит от того, что обжалуется:
  • для подачи апелляционной жалобы (на решение ИФНС, не вступившее в силу) — 1 месяц;
  • для обжалования решения УФНС (если УФНС отказало в полном или частичном удовлетворении жалобы на ИФНС) — 3 месяца;
  • для подачи жалобы на неправомерные действия (бездействие) должностных лиц налогового органа и решений ИФНС, вступивших в силу, — 1 год.
  1. Жалоба на ИФНС составляется в адрес УФНС, но подается в ту ИФНС, действия (решение) которой обжалуются. Миновать стадию досудебного обжалования и подать ее сразу в суд нельзя.
  2. Порядок, форма и формат направления в ИФНС жалобы в электронной форме приведены в Приказе ФНС России от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@. Он вступает в силу с 30.04.2020.
  3. Жалобу в электронной форме можно подать через личный кабинет на сайте ФНС РФ или по ТКС через операторов электронного документооборота (ЭДО).
  4. Жалоба, подаваемая по ТКС, подписывается усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью и передается в ИФНС в зашифрованном виде.
  5. Датой подачи жалобы в электронной форме считается дата, указанная в подтверждении, полученном от оператора ЭДО при приеме жалобы. А датой получения жалобы ИФНС —дата, отраженная в квитанции, полученной от налогового органа.
  6. ИФНС откажет в приеме жалобы, если она:
  • не соответствует утвержденном формату;
  • направлена не в ту ИФНС, действия (решение) которой обжалуются;
  • подписана чужой ЭЦП;
  • направлена представителем, если он не приложил к жалобе сообщение о представительстве.
  1. При направлении жалобы в электронной форме дублировать ее дополнительно на бумаге не нужно.
  2. Если налоговый орган отказал в приеме жалобы, вы имеете право подать ее повторно после устранения всех замечаний.
  3. Жалобу можно отозвать до того момента, пока УФНС не вынесет по ней решение, но повторно ее подать по тем же основаниям не получится.
  4. Порядок составления жалобы в электронной форме подробно описан в Приложении № 5 к Приказу ФНС РФ № ММВ-7-9/645@. В целом он одинаков и для бумажного формата жалобы, и для электронного. Единственное отличие состоит в том, что при заполнении строк «Основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены» и «Требования лица, подающего жалобу» установлено ограничение в 2 000 символов.

Если в 2 000 знаков вы не укладываетесь, в этих строках укажите краткую информацию, а все остальные сведения изложите в отдельном документе, отсканируйте его и приложите к жалобе.

Порядок подачи и рассмотрения электронной жалобы на ИФНС

Шаг 1. Составление жалобы

Жалоба составляется по форме, приведенной в Приложении № 1 к Приказу ФНС РФ № ММВ-7-9/645@. Требования к жалобе, направляемой в электронном виде, приведены в Приложении № 2 к указанному выше Приказу.

С порядком заполнения жалобы вы можете ознакомиться здесь.

Как пожаловаться на ИФНС электронно: новый порядок 2020

Как пожаловаться на ИФНС электронно: новый порядок 2020

Бланк жалобы на ИФНС (рекомендованная форма) Скачать
Образец жалобы на ИФНС (рекомендованная форма) Скачать

Шаг 2. Подписание жалобы усиленной квалифицированной ЭЦП

Узнать подробнее об ЭЦП вы можете в наших статьях:

  • Что из себя представляет электронная подпись и для чего она нужна, вы можете узнать в этой статье.
  • Как оформить сертификат ЭЦП можно узнать здесь.

Шаг 3. Направление жалобы по ТКС

После того как жалоба будет подписана ЭЦП, ее нужно передать оператору ЭДО для отправки в ИФНС. В течение 1 рабочего дня от оператора должно поступить подтверждение даты отправки электронного документа и квитанция о его приеме (отказе в приеме).

Шаг 4. Передача жалобы в УФНС

В течение 3 рабочих дней с даты получения жалобы по ТКС налоговая инспекция передаст ее на рассмотрение в вышестоящий налоговый орган — Управление ФНС. УФНС после вынесения решения по жалобе в течение 2 рабочих дней обязано «спустить» его обратно ИФНС.

Шаг 5. Получение решения от ИФНС

ИФНС в течение 1 рабочего дня с даты получения решения от УФНС обязана передать его налогоплательщику.

Вы также можете скачать образец жалобы в вышестоящий налоговый орган на сайте К+.

Подводим итоги

  • Жалоба в электронной форме направляется в ИФНС либо через личный кабинет на сайте ФНС, либо по ТКС через операторов ЭДО.
  • Форма, формат и порядок заполнения жалобы в электронной форме утверждены Приказом ФНС РФ № ММВ-7-9/645@.
  • Жалоба, направляемая в ИФНС по ТКС, должна быть подписана усиленной квалифицированной ЭЦП.
  • Электронная жалоба считается принятой ИФНС после получения от нее соответствующей квитанции.
Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями: