В процессе ведения деятельности работодатель должен принимать меры по сохранению жизни и здоровья своих работников. Комплекс таких мер называют охраной труда. В целях соблюдения требований охраны труда на предприятиях назначают ответственное лицо. Узнаем, кто им может быть и что входит в его функции.
Кто может отвечать за охрану труда на предприятии
Каждый работодатель с численностью персонала более 50 человек, ведущий производственную деятельность, должен создать службу охраны труда или ввести должность соответствующего специалиста (ст. 217 ТК РФ).
Работодатели с меньшей численностью персонала и те, кто не занимается производством, принимают решение о создании службы труда (или введении специалиста) в зависимости от специфики деятельности.
При этом, если в штате компании не предусмотрен специалист, «охраняющий труд», его обязанности возлагают на руководителя организации или другое уполномоченное лицо (ч. 2 ст. 217 ТК РФ). Допускается также привлечение стороннего специалиста охраны труда по договору ГПХ или аккредитованной специализированной организации.
Согласно Приказу Минтруда РФ от 04.08.2014 № 524н (им утвержден профстандарт специалиста по охране труда), работник, выполняющий функции охраны труда, должен иметь высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или направлениям подготовки по обеспечению безопасности производственной деятельности. Если же у него по такому профилю высшего образования нет, работнику необходимо пройти профпереподготовку в данной области.
Специалистом по охране труда может быть также работник со средним профобразованием, прошедший переподготовку в области охраны труда и имеющий стаж работы в этой сфере не менее 3 лет.
Если у работника среднее профобразование, но нет опыта работы в охране труда, ответственным за охрану труда он быть не может.
Назначение ответственного за охрану труда: нюансы
ТК РФ не требует, чтобы специалистом по охране труда был сотрудник, который бы занимался исключительно этой работой. Это означает, что обязанности специалиста по охране труда можно поручить любому сотруднику с соответствующей подготовкой, независимо от того, какую должность он занимает по штатному расписанию.
В зависимости от того, предусмотрена ли в штатном расписании должность специалиста по охране труда, возможны следующие варианты:
- Если в организации отсутствует специалист по охране труда, но соответствующая должность есть в «штатке», обязанности по охране труда может выполнять любой сотрудник, имеющий необходимую подготовку. При этом оформляется совмещение должностей (с изданием приказа о совмещении) или совместительство (с заключением трудового договора о внутреннем совместительстве).
- Если такая должность в штатном расписании не предусмотрена, нужно ввести соответствующую должность и взять на нее сотрудника, имеющего спецподготовку (для этого вносятся изменения в его должностную инструкцию с изданием приказа о возложении обязанностей по охране труда). Либо привлечь специалиста по охране труда в рамках заключения договора ГПХ (в разрешенных ТК РФ случаях).
Кстати, функции специалиста по охране труда можно распределить между несколькими работниками (если, например, один с этой работой не справляется). Для этого с каждым из них заключается соглашение о поручении дополнительных обязанностей.
Обязанности ответственного за охрану труда
Для специалиста по охране труда разрабатывают должностную инструкцию, в которой подробно описывают его обязанности. Ими могут быть:
- совершенствование действующих и разработка новых положений по охране труда и локальных актов в сфере охраны труда;
- организация мероприятий по ознакомлению работников с техникой безопасности и пожарной безопасности;
- организация прохождения медкомиссий;
- контроль над соблюдением техники безопасности;
- отстранение от работы лиц, не прошедших медосмотр, не прослушавших правила техники безопасности и не прошедших аттестацию по знанию мер безопасности;
- информирование работников о существующих рисках здоровью;
- обеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ);
- участие в проведении специальной оценки труда на рабочих местах;
- расследование несчастных случаев на производстве;
- осуществление взаимодействия по вопросам охраны труда с контролерами: пожарной службой, ГИТ, Ростехнадзором и др.;
- своевременная замена спецодежды и обуви;
- прочие обязанности, связанные с охраной труда и техникой безопасности.
Подводим итоги
- Работодатель, занимающийся производственной деятельностью, численность персонала которого больше 50 чел., обязан создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда с соответствующей подготовкой или опытом работы.
- В зависимости от ситуации функции ответственного за охрану труда возлагаются на отдельного сотрудника, распределяются между несколькими работниками либо их выполняет сам руководитель, привлеченный специалист по договору ГПХ, аккредитованная организация.