С 01.07.2022 организации, ИП и нотариусы смогут получать квалифицированную электронную подпись (КЭП) в налоговой инспекции, причем совершенно бесплатно. Что нужно знать в связи с этим и кому этот способ может не подойти, расскажем далее.
Что поменялось в оформлении ЭП с июля 2022
С 2022 года от имени компании можно будет использовать только ту электронную подпись, которую выдали налоговики (Информация ФНС от 12.05.2022, Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ «О внесении изменений…», Информация ФНС от 28.06.2022). Владельцем сертификата ключа проверки укажут эту организацию, а также того, кто будет действовать от ее имени без доверенности (чаще всего, это генеральный директор).
Требования к доверенности разработают и утвердят Правительство РФ и Минцифры. Граждане будут получать личные подписи в коммерческих удостоверяющих центрах.
Подробную информацию о получении электронной подписи ФНС разместила на специальной странице:
Кстати, новый порядок можно применять и раньше срока. Так, с июля 2022 налоговики начнут бесплатно оформлять ЭП для компаний. Одновременно до конца 2022 года будет действовать прежний порядок выдачи подписей организациям в коммерческих удостоверяющих центрах (только в прошедших аккредитацию в этом году).
Полученную электронную подпись можно использовать:
- на всех электронных площадках и сервисах;
- при сдаче налоговых отчетов:
- через операторов ЭДО;
- через сервис «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме» на сайте ФНС.
Документы, необходимые для получения электронной подписи в УЦ ФНС России
Для получения электронной подписи необходимо представить:
- документ, удостоверяющий личность;
- СНИЛС;
- носитель ключевой информации (токен) для записи сертификата и ключа ЭП;
- документацию на ключевой носитель информации — сертификат соответствия ФСТЭК или ФСБ России (Rutoken-S, Rutoken-Lite, JaCarta, E-Smart) – сертификат соответствия ФСТЭК России. Если применяется носителю со встроенным средством криптографической защиты информации (СКЗИ) (РуТокен ЭЦП, JaCarta ГОСТ, E-Smart ГОСТ) – формуляр на СКЗИ и сертификат соответствия ФСБ России. Допускается использовать скан-копию сертификатов соответствия с сайтов ФСТЭК или ФСБ России либо производителей носителей ключевой информации.
Для использования ЭП необходимо установить средства СКЗИ: КриптоПро CSP.
Кому не стоит спешить с переходом на новый порядок
Квалифицированные сертификаты, выдаваемые организации удостоверяющим центром (УЦ), действительны до конца 2022 года (если, конечно, аккредитация или срок действия сертификата не закончились ранее).
При этом крупным компаниям, у которых подходит срок переоформления подписи, лучше не торопиться переходить на новый порядок: ведь требования к доверенностям для работников еще не утверждены. Лучше заняться этим вопросом в конце года, когда сформируется необходимая нормативная база и появятся разъяснения.
Что касается небольших компаний, которым достаточно одной электронной подписи, то переоформить ее в ИФНС можно и сейчас. Так вы сэкономите на услугах УЦ. Налоговики выдают квалифицированные сертификаты сразу на 15 мес.
Полезная информация от КонсультантПлюс
Смотрите путеводитель «Что нужно знать об электронной подписи» (доступ бесплатный).
Подводим итоги
- С 1 июля 2022 компании смогут бесплатно получить квалифицированную электронную подпись в ИФНС, а с 2022 года полученная у налоговиков КЭП станет обязательной.
- Крупным компаниям с большим количеством сотрудников советуем подумать, стоит ли переоформлять ЭП сейчас или все же подождать конца года, когда окончательно примут всю нормативку и появится полная ясность.