С 01.07.2021 вступили в действие новые правила подготовки и проведения контрольно-надзорных мероприятий — этим словосочетанием обозначаются не только проверки, но и профилактические процедуры, проводимые контролерами. Кого станут чаще проверять, а кого вообще не включат в план проверок? Откуда бизнесу узнать о предстоящих проверках и сколько по новым правилам они продлятся? Как теперь следует обжаловать итоги проверок? Как проверят малый бизнес и что нового в налоговых проверках с 01.07.2021? Ответы — в нашем материале.
Кого станут проверять чаще
Новые подходы к проверкам прописаны в Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», нормы которого в большей их части вступили в действие с 01.07.2021.
В законе прописано, что при планировании проверок контролеры должны применять риск-ориентированный подход: чем выше риски в отношении объекта контроля, тем чаще проверки.
Просто так выбрать фирму для проверки контролерам не позволено. Выбор нужно обосновать. Для этого ввели новое понятие — категория риска причинения вреда (ущерба) (ст. 23 Закона № 248-ФЗ).
Риск причинения вреда (ущерба) — это вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям.
Риски подразделяются на шесть категорий:
Степень риска | Частота проведения контрольных мероприятий |
Чрезвычайно высокий | Не менее одного, но не более двух мероприятий в год |
Высокий/значительный | Не менее одного мероприятия в четыре года и не более двух мероприятий в два года |
Средний/умеренный | Не менее одного мероприятия в шесть лет и не более одного мероприятия в три года |
Низкий | Мероприятия не проводятся |
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам контроля и порядок их выявления утверждаются госорганами власти на каждом уровне: федеральном, региональном и муниципальном. К примеру, индикаторы риска при осуществлении пожарного надзора перечислены в Приказе МЧС от 07.06.2021 № 364.
С какой проверкой могут прийти контролеры
По новым правилам проверяющие вправе прийти к бизнесмену с проверками, список которых закреплен в специальном нормативном акте — в положении или законе о конкретном виде контроля.
Проверки могут быть двух видов: проходящие при непосредственном взаимодействии контролируемого лица и контролера, и проводимые без такого взаимодействия.
Среди мероприятий первой группы знакомые всем выездная проверка, документарная проверка, контрольная закупка. К ним добавились и новые виды проверок (п. 2 ст. 56 Закона № 248-ФЗ):
- мониторинговая закупка;
- выборочный контроль;
- инспекционный визит;
- рейдовый осмотр.
К примеру, Роспотребнадзор при проверках в сфере защиты прав потребителей вправе применять все указанные способы (п. 22 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утв. Постановлением Правительства от 25.06.2021 № 1005). А трудовые инспекторы могут применять только такие способы, как инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки (п. 35 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства от 21.07.2021 № 1230).
Без контакта с контролируемым лицом проводятся два вида контрольных (надзорных) мероприятий (п. 3 ст. 56 Закона № 248-ФЗ):
- наблюдение за соблюдением обязательных требований;
- выездное обследование.
С 01.07.2021 у проверяющих органов появились не только новые способы контроля, но и новые задачи (об этом далее).
Как узнать о проверке
Узнать о предстоящей проверке можно в едином электронном реестре КНМ (контрольно-надзорных мероприятий), который ведет генеральная прокуратура. Новый реестр концентрирует все сведения о проверках: каким ведомством и в какие сроки проводились, какие решения по итогам приняты, как их исполнили, кого и как наказали.
Подробнее о реестре рассказываем здесь.
О внеплановой выездной проверке уведомят не позднее чем за сутки. Законы по конкретным видам контроля могут предусматривать исключения из этого правила. К примеру, не уведомят компанию общепита при проведении санитарно-эпидемиологического контроля (ст. 44 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В некоторых случаях информация о проверке попадает в реестр непосредственно после проведения контрольного мероприятия. Например, при выездном обследовании, переросшем в контрольную закупку.
Контролеры не обязаны уведомлять о любой внеплановой проверке, если имеется информация о непосредственной угрозе причинения вреда (ст. 66 Закона № 248-ФЗ).
Сроки проверок
Не более 10 рабочих дней отведено законом на документарную или выездную проверку (ст. 72-73 Закона № 248-ФЗ). Если бизнес имеет подразделения в разных регионах, срок устанавливается отдельно по каждому из них.
Не более одного рабочего дня на одном объекте должен длиться инспекционный визит (ст. 70 Закона № 248-ФЗ).
На рейдовый осмотр отводится не более 10 рабочих дней, в том числе не более одного рабочего дня дается на взаимодействие с одним контролером (ст. 71 Закона № 248-ФЗ).
По остальным контрольным (надзорным) мероприятиям сроки определяются исходя из периода времени, который обычно нужен для проведения экспертиз, изъятия проб или проведения закупки.
Профилактика нарушений — основной приоритет
По новому закону о проверках основная задача контрольных (надзорных) органов заключается не в росте числа проверок и суммы наложенных взысканий, а в профилактике нарушений (ст. 8 Закона № 248-ФЗ).
Законом закреплен конкретный перечень профилактических мероприятий, применяемых контролерами с 01.07.2021 (ст. 45 Закона № 248-ФЗ):
- информирование;
- обобщение применительной практики;
- меры стимулирования добросовестности;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- самообследование;
- профилактический визит.
Специальные режимы контроля
Помимо проверок и профилактических мероприятий новыми правилами предусмотрены два специальных режима госконтроля (гл. 18 Закона № 248-ФЗ):
- мониторинг;
Если бизнесмен заключил с контролерами соглашение о мониторинге и организовал процесс получения проверяющими необходимых данных, он освобождается от плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении соблюдения обязательных требований, являющихся предметом такого мониторинга.
- постоянный государственный контроль (надзор).
При таком контрольном спецрежиме бизнесмены обязаны предоставлять инспекторам беспрепятственный доступ к объектам постоянного контроля, документам и информационным ресурсам, технологическим средствам, используемым на таких объектах.
На проверку — только с QR-кодом
По новым правилам Закона № 248-ФЗ контролеры обязаны практически все контрольно-надзорные мероприятия согласовывать с прокуратурой и получать QR-код на каждое мероприятие.
Такой код формируется единым реестром КНП, обеспечивающим переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись единого реестра о проверке или профилактическом мероприятии, в рамках которого составлен документ (п. 21 Постановления Правительства от 16.04.2021 № 604).
Сведения о каждой проверке в реестре КНМ отражается под отдельным уникальным номером, по которому коммерсант может сразу ознакомиться с предметом проверки и иными сведениями, размещенными в паспорте проверки.
Электронный паспорт проверки
В реестре проверок на каждое контрольно-надзорное мероприятие, будь то проверка или профилактическая процедура, оформляется отдельный электронный паспорт (паспорт КНМ).
В паспорте КНМ отражается набор сведений о проверке:
- характер мероприятия (например, «Плановая проверка по 248-ФЗ, утвержденная по плану 294-ФЗ»);
- статус (к примеру, «ожидает проведения»);
- дата регистрации в ФГИС ЕРП;
- вид (выездная проверка, документарная проверка и др.);
- реквизиты решения о проведении проверки: дата, номер, ФИО должностных лиц;
- даты начала и окончания проверки;
- наименование прокуратуры, с которой согласовано проведение проверки;
- предмет проверки (об этом подробнее в следующем разделе);
- адрес места проведения проверки;
- дата и способ уведомления проверяемого лица о проведении проверки.
Это открытые данные, с которыми может ознакомиться любой желающий, задав в поисковой строке, к примеру, название организации или ее ИНН:
Сведения о решении по итогам проверки и принятых мерах доступны только тому, кого проверяли. Получить их можно воспользовавшись учетной записью на портале Госуслуг или личным кабинетом в ведомственной информационной системе.
Произвол проверяющих свели к минимуму
С 01.07.2021 просто так заявиться с несанкционированной проверкой у контролеров не получится — Закон № 248-ФЗ и ведомственные положения о видах контроля конкретизируют допустимые виды проверок и профилактических мероприятий, строго регламентируют их состав и сроки.
Самовольничать во время проверок инспекторам теперь тоже затруднительно. Предмет контрольно-надзорного мероприятия отражается в паспорте КНМ, поэтому коммерсанту он известен заранее. К примеру, в паспорте проверки трудовой инспекцией в качестве предмета проверки указываются статьи ТК РФ, соблюдение норм и положений которых будут проверяться:
В разделе «Предмет контрольного (надзорного) мероприятия» паспорта проверки может быть указано несколько обязательных требований (нормативных актов, соблюдение которых будет проверятся). К примеру, в паспорте проверки в рамках пожарного контроля может указываться: соблюдение норм пожарной безопасности (приказы МЧС № 323, 315), требования норм пожарной безопасности ППР 1479, соблюдение требований технического регламента о требованиях ПБ (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), нормы Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», соблюдение требований Приказа МЧС № 645 об обучении работников мерам пожарной безопасности и т. д.
Выходить за рамки обозначенного в паспорте проверки предмета КНМ проверяющие не вправе. В Законе № 248-ФЗ прописаны подробные правила проведения каждого мероприятия. Они различаются набором допустимых контрольно-надзорных действий. В их числе осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. Контролеры обязаны действовать в обозначенных законом рамках и поступать произвольно во время любых проверок теперь не получится.
Обжалование результатов проверок
По новым правилам при обжаловании результатов проверок необходимо соблюдать досудебный порядок обжалования. Он действует для 59 видов контроля, перечисленных в Постановлении Правительства от 28.04.2021 № 663.
Для подачи жалобы нужно перейти в раздел «Каталог ведомств» на сайте Госуслуг, выбрать нужное ведомство и оформить электронную жалобу, подписать УКЭП и отправить. Через сайт Госуслуг подаются жалобы, не содержащие охраняемую законом тайну (ст. 40 Закона № 248-ФЗ).
Жалобу должны рассмотреть в срок не более 20 рабочих дней с даты ее регистрации. Этот срок может продлеваться, но не более чем на 20 рабочих дней.
Текст жалобы в рамках досудебного обжалования, ее статус и результат рассмотрения включат в реестр КНМ. При судебном обжаловании в реестре появится информация о результатах, если решения контролеров будут изменены или отменены (Постановление Правительства от 16.04.2021 № 604).
Проверки малого бизнеса
В 2021 году действует мораторий на проверки малого бизнеса, который продлили до конца 2022 года (Постановление Правительства от 08.09.2021 № 1520). Плановые проверки этой категории бизнесменов вообще не будут включаться в план контрольно-надзорных мероприятий на будущий год.
Но не все бизнесмены из реестра малого и среднего бизнеса освобождаются от контрольно-надзорных мероприятий. Контролерам по-прежнему позволено планово посещать бизнесменов в четырех случаях:
- в отношении проверок лиц деятельность (объекты) которых отнесены к категориям высокого риска (классам опасности), а также, в отношении которых установлен режим постоянного госконтроля (надзора);
- если менее 3 лет назад в отношении субъекта МСП была завершена проверка, по результатам которой вынесено вступившее в силу постановление об административном наказании за совершение грубого нарушения, в том числе о дисквалификации или приостановке деятельности, приостановлении действия или аннулирования лицензии;
- если проверка проводится с целью соблюдения лицензиатами лицензионных требований;
- при проведении плановых проверок внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и в рамках федерального госконтроля в области использования атомной энергии.
Налоговые проверки по новым правилам
С 01.07.2021 по обновленным правилам налоговики проводят камеральные и выездные проверки в период налогового мониторинга.Теперь камеральная проверка проводится в единственном случае — если первичная или уточненная декларация представлена менее чем за три месяца до досрочного прекращения налогового мониторинга (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ).
А выездную проверку назначат в следующих ситуациях:
- при досрочном прекращении налогового мониторинга;
- при невыполнении налогоплательщиком мотивированного мнения ИФНС;
- в рамках контроля над ИФНС, проводившей мониторинг;
- если представлена уточненная декларация за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога к уплате, увеличена сумма убытка или сумма НДС и акциза к уменьшению (п. 4 ст. 1 Закона № 470-ФЗ).
У инспекторов появилось больше полномочий. С 01.07.2021 они вправе (п. 6 и п.7 ст. 1 Закона № 470-ФЗ):
- проводить смотр в рамках налогового мониторинга декларации по НДС с суммой к возмещению, если выявят в ней несоответствия и противоречия;
- истребовать документы и информацию у контрагентов и иных лиц, которые располагают данными об организации, участвующей в налоговом мониторинге.
Напомним, что налоговый мониторинг — это форма налогового контроля, при которой компания добровольно предоставляет налоговикам онлайн доступ к данным своего бухгалтерского и налогового учета, а те в свою очередь вместо камеральных и выездных проверок контролируют расчет налогов в режиме реального времени и сообщает налогоплательщику об ошибках.
Подводим итоги
- С 01.07.2021 начали действовать большинство норм Федерального закона от 31.07.2020 № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
- Отбор претендентов на проверки теперь основан на риск-ориентированном подходе — проверять будут чаще тех бизесменов, в результате деятельности которых возникают негативные последствия для интересов общества.
- Обжалование результатов проверок должно осуществляться в досудебном порядке и только после этого можно идти в суд.
- Кроме проверок контролеры обязаны заниматься профилактикой нарушений, для чего в законе предусмотрены специальные виды мероприятий: информирование, материальное стимулирование и другие.